04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"АЭРОКОБРА": СИБИРСКИЙ МАРШРУТ

Рак Любовь
Статья «"АЭРОКОБРА": СИБИРСКИЙ МАРШРУТ»
из номера 121 за 04 Июля 2000г.
Опубликовано 01:01 04 Июля 2000г.
Продолжается межконтинентальный перелет по лендлизовской трассе Аляска-Сибирь, генеральным информационным спонсором которого является газета "Труд". Акция посвящена памяти советских и американских летчиков, которые в годы второй мировой войны перегоняли истребители и бомбардировщики, поставлявшиеся нашей стране союзниками по ленд-лизу.

В аэропорту "Емельяново" в Красноярске самолет Ли-2 (а именно на таких возвращались на базы летчики-перегонщики) встречали ветераны. Их, работавших на "Алсибе", осталось здесь трое - Василий Сломнюк и Александр и Валентина Ореховские. Кстати, супруги Александр Иванович и Валентина Георгиевна на трассе и познакомились, он - летал, она работала радиотехником.
- Всякое бывало тогда, - рассказывает Александр Иванович. - Однажды, когда взлетали из Подкаменной Тунгуски, молодой пилот не справился с управлением - шасси сложились, и "мы пошли считать пеньки". Все двери заклинило, пришлось выбираться через автолюк, падали оттуда прямо в снег.
Александр Иванович был свидетелем и другой страшной авиакатастрофы. На взлете из Красноярска разбились сразу два Ли-2, произошел мощный взрыв - сгорело все, никого спасти не удалось, - а было в самолетах человек по тридцать. Они направлялись в Киренск на Лене, где должны были принять самолеты, поступившие из США по ленд-лизу, и перегнать их в Красноярск. Самолеты с останками летчиков в сибирской тайге находят до сих пор.
- На одном из "воздушных извозчиков", - вспоминает Ореховский, - должен был лететь начальник штаба 5-го перегоночного полка. Но он решил посадить в самолет жену и двоих ребятишек, потому что Ли-2 хорошо обогревались. Когда самолеты падали, он стоял на летном поле, все видел - и за несколько секунд поседел...
В авиаперегоночную дивизию, которую возглавил известный полярный летчик Илья Мазурук, старались отбирать самых опытных фронтовых летчиков. Александр Липилин, живущий ныне в столице, до мобилизации в Сибирь успел заслужить звание Героя Советского Союза за девять сбитых немецких самолетов. И вот, рассказывает он, осенью 1942 года весь 41-й истребительный авиаполк снимают из-под Новгорода и направляют сначала в Иваново на переобучение, освоение иностранной авиатехники, а затем в Красноярск, на трассу.
И это несмотря на то, что немцы в те дни прижали защитников Сталинграда к берегу Волги. Позиции советских войск постоянно бомбили до двухсот "Юнкерсов", справиться с которыми нашим потрепанным истребительным эскадрильям было явно не под силу. Опытнейший летчик Гурий Сорокин, освоивший американский бомбардировщик "Бостон", был послан на Колыму, в Сеймчан. Там он принимал американские самолеты, перегонял их по самому сложному участку трассы, который проходил над полюсом холода Оймяконом и Верхоянским хребтом до Якутска. Советскую приемочную миссию в Фербенксе на Аляске возглавил командир 211-й бомбардировочной дивизии, воевавшей на "Бостонах", Михаил Мачин.
В известной переписке лидеров трех ведущих держав антигитлеровской коалиции - СССР, Англии, США - летом и осенью 1942 года Сталин в телеграммах Рузвельту чаще всего взывал: истребители, срочно нужны истребители... Настойчивость понятная. К началу войны советские авиастроители запустили в серию лишь один истребитель, отвечавший требованиям того времени: МиГ-3. Лавочкин и Яковлев еще "доводили" свои новые конструкции. Многие находившиеся в западных областях и в Москве авиазаводы были эвакуированы за Волгу и Урал, и нужно было время, чтобы они начали выпускать продукцию. Потому-то как нельзя кстати была помощь самолетами по ленд-лизу.
В самые сжатые сроки в Красноярске, Киренске, Якутске, на Колыме и Чукотке были оборудованы аэродромы, способные принять американские самолеты. Что называется, на ходу учили пилотов-перегонщиков понимать показания приборов, обозначенные в футах и галлонах.
Уже к весне 1943 года эскадрильи новых истребителей постоянно летели с Аляски на Запад. Летчики пяти перегоночных полков передавали их друг другу как эстафету: в Уэлькале у залива Креста принимали эскадрильи, перелетевшие через Берингово море из Фербенкса и Нома; следующий перегоночный полк вел крылатые машины до Сеймчана; очередной - до Якутска, четвертым этапом был Киренск на берегу Лены, и завершалась эстафета на берегах Енисея в Красноярске. Здесь с истребителей снимали крылья и везли их на фронт по железной дороге. А перегоночные экипажи в Ли-2 возвращались на восток к месту дислокации своих авиаполков.
Но сколь ни отлажена была работа трассы, утрат избежать не удалось. 115 человек сложили здесь свои головы. И хотя специалисты утверждают, что для такой массы - 8000 самолетов, переправленных через многие тысячи километров, - процент потерь ничтожен, гибель этих людей была и остается трагедией.
В субботу экспедицию, организованную комитетом "Памяти союзников-авиаторов" и фондом "Историческое наследие", принимали в Киренске.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников