06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЦЕНТР ТЯНЕТ РЕЛЬСЫ В РЕГИОНЫ

Полежаева Валерия
Опубликовано 01:01 04 Июля 2000г.
Железнодорожный транспорт не смогли вытеснить ни автомобили, ни самолеты,ни корабли. Вообще невозможно представить себе, что когда-то поезда будут невостребованы. Скорее, можно представить, что они станут слишком дорогим удовольствием. К счастью, Министерство путей сообщения России прикладывает все усилия, чтобы этогоне случилось.

Железнодорожникам удалось добиться не мало, во многом благодаря взвешенной политике МПС, направленной на усовершенствование и удешевление работы железных дорог. Из отрасли, получавшей значительные объемы бюджетных средств, железнодорожный транспорт превратился в сектор не только самофинансируемый, но и являющийся одним из крупнейших "доноров" государственной казны и российской экономики в целом. В прошлом году железные дороги обеспечили более 85 процентов грузоперевозок по стране и перевезли 40 процентов от общего числа пассажиров, что составляет 1,3 миллиарда человек.
Впрочем, став самофинансируемой отраслью, железнодорожный транспорт не избавился от множества проблем. Значительно возросли убытки от пассажирских перевозок. Шаткое материальное положение нашего населения не позволяет установить тарифы на уровне, покрывающем затраты железных дорог. В 2000 году убытки только от пассажирских перевозок составят, по прогнозам экспертов, 33 миллиарда рублей.
Повысить тарифы и лишить сотни тысяч людей возможности поехать в отпуск или к родственникам - на это МПС пойти не может, слишком велика социальная значимость железнодорожного транспорта. В связи с этим недавно состоялось совместное совещание коллегии МПС России и руководителей субъектов Российской Федерации.
Конечно, любое повышение цен на билеты вызывает недовольство среди населения. Однако установление стоимости проезда в пригородных поездах является прерогативой субъектов РФ, которые по нашему законодательству и должны компенсировать МПС 50 процентов убытков от пассажирских перевозок. Однако на практике все получается несколько не так. Региональные власти не хотят расставаться со своими "кровными". В прошлом году они компенсировали 89,3 миллиона рублей, хотя по соглашению между МПС России и субъектами Федерации предусматривалось выплатить 167 млн. рублей.
Министр похвалил Москву, которая заложила в бюджете 850 миллионов рублей на погашение, но отметил также, что Московская область не принимает участия в решении этой проблемы. Поэтому Министерство путей сообщения на первый план выводит работу с регионами.
Основой такого сотрудничества служит подписанное еще в феврале 1995 года "Генеральное соглашение о взаимодействии МПС и органов исполнительной власти субъектов РФ по улучшению транспортного обслуживания регионов и обеспечению устойчивой работы предприятий железнодорожного транспорта". Кроме того, подписан ряд двусторонних соглашений, однако проблема заключается в том, что они не выполняются.
На государствообразующую систему железных дорог приходится 89 процентов грузооборота всей страны. "Мы делаем все от нас зависящее, чтобы снизить транспортную составляющую в издержках предприятий", - подчеркнул в своем выступлении глава МПС России Николай Аксененко. Действительно, доля транспортной составляющей за последние годы сократилась более чем на 40 процентов, и почти на столько же удалось уменьшить расход электроэнергии. Начиная с 1997 года предприятия сэкономили 119 миллиардов рублей за счет скидок, отметил Николай Аксененко, назвав эту сумму безвозмездной ссудой.
Затронув тему повышения тарифов, министр отметил, что МПС обратилось с предложением в Министерство по антимонопольной политике об увеличении с 1 августа с.г. тарифов на внутренние грузовые перевозки на 26,1 процента, хотя требуемый уровень повышения тарифов составляет 50 процентов. Чтобы успевать за темпом роста цен, идти в ногу с промышленностью, в конце сентября - начале октября будут повышены и тарифы на пассажирские перевозки дальнего следования. Размер этого увеличения определится после консультаций, в том числе и с главами регионов.
Другая серьезная проблема для МПС - эксплуатация так называемых малодеятельных железнодорожных линий. Денег они не приносят. А затраты на их содержание даже в весьма скромном, но пригодном состоянии обходятся недешево. По двусторонним соглашениям, заключенным в прошлом году между МПС и субъектами РФ, на территории которых они находятся, местные власти опять же обязаны компенсировать убытки, связанные с их содержанием. Но и здесь повторяется та же история: на сегодняшний день из причитающихся МПС 167 миллионов рублей получено лишь 89 миллионов с небольшим, то есть половина суммы... Исходя из сложившейся ситуации, эксперты МПС склоняются к необходимости создания более прочной законодательной базы такого сотрудничества и внесения некоторых коррективов в законы, препятствующие полноценному развитию сектора.
Работа в данном направлении уже ведется. На совместном совещании была представлена новая программа по повышению эффективности взаимодействия МПС и субъектов Российской Федерации. Одним из ее ключевых моментов является, в частности, проведение согласованной тарифной политики в области грузовых перевозок на федеральном железнодорожном транспорте. МПС, например, намерено принять меры по снижению тарифов на перевозку грузов, определяющих экономические интересы конкретных регионов. Предполагается, что субъекты РФ, в свою очередь, будут компенсировать эти убытки за счет прямых финансовых дотаций из региональных бюджетов или же адекватного снижения налогов. Также в планах МПС находится создание совместно с регионами пригородных транспортных компаний, которые, в частности, могли бы существовать в виде акционерных обществ.
МПС станет контролирующим органом, а вот перевозками грузов и пассажиров займутся акционеры. И главное здесь - жесткая управленческая вертикаль.
Если снять с плеч министерства хозяйственные функции, оно будет наиболее эффективно выполнять свои прямые обязанности управленца. При этом глава МПС выступает за создание единой государственной системы железных дорог. Дальнейшее повышение эффективности невозможно без основательной реконструкции отрасли, полагает Николай Аксененко.
Также МПС пытается добиться отмены бесплатных перевозок пассажиров-льготников. По проекту, льготники будут платить полную стоимость за билет, а затем получать компенсацию из бюджета посредством органов социальной защиты. В Минфин уже представлен нормативный уровень расходов на железнодорожный транспорт, согласно которому необходимо заложить в расходы бюджета регионов компенсацию в расчете на одного человека в среднем по РФ.
Губернаторы могут помочь железнодорожникам, в частности, тем, что реструктурируют основные долги. От этого выиграем и мы - пассажиры. Ведь тогда министерству не придется в очередной раз повышать цены на билеты. Проще станет обновлять материально-техническую базу. Как сказал министр, у железнодорожной отрасли есть лишь полтора года, чтобы решить вопрос с обновлением подвижного состава, так как пик изношенности основных фондов приходится на конец 2002 года.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников