Госдума абсолютным большинством голосов приняла во втором чтении поправки к закону "О рекламе", которые содержат запрет на рекламу сигарет и спиртного. Значит ли это, что с наших улиц вскоре исчезнут громадные плакаты, рекламирующие табак ? Вряд ли. Рекламные фирмы давно научились самыми разнообразными путями обходить все существующие запреты и ограничения. Штрафы за нарушение рекламного законодательства столь незначительны, что, конечно же, не остановят рекламодателей. Например, известен случай, когда один из телеканалов был "уличен" в рекламе алкогольного напитка. В результате его наказали штрафом в... одну тысячу рублей. Да и рассмотрение в суде рекламных дел длится годами, и мало кто захочет ввязываться в утомительные процессы с сомнительными результатами.
Разработчики поправок с полным правом заявляют, что действовали в интересах здоровья нации. Их противники утверждают, что депутаты, которые сражаются за малоэффективный закон, просто используют шум вокруг него для привлечения к себе внимания. Так кому нужен этот запрет на рекламу табака и спиртного, если заведомо понятно, что он будет нарушаться на каждом шагу? Думаю, он нужен всем нам, особенно - нашим детям. Да, есть страны, где рекламное законодательство действует куда более эффективно, где меры за его нарушение предусматривают тюремное заключение, а не смехотворные штрафы. Конечно, нам нужно думать о механизмах, которые сделают невыгодным нарушение рекламных запретов. Но для начала, мне кажется, чрезвычайно важно хотя бы внятно обозначить позицию государства и общества по отношению к табаку и алкоголю. Увы, их присутствие в каждом дне нашей жизни давно стало нормой - и мы расплачиваемся за это страшной ценой. Значит, люди должны постепенно привыкать к нехитрой мысли о том, что приглашать подростка выпить и покурить - это неприлично. Что взрослые дяди и тети, рекламирующие табак и спиртное, - нарушители закона. И мы имеем право призвать их к ответственности за это. Всем известно, что пешеходы часто бегут через дорогу на красный свет, но никто не ставит под сомнение необходимость светофоров. Конечно, от принятия любого закона до его неукоснительного соблюдения - дистанция огромного размера. Но чтобы идти по этому пути, надо хотя бы знать маршрут.
...На днях в Онкоцентре проходил очередной международный симпозиум с участием многих крупнейших онкологов мира. На пресс-конференции, посвященной проблемам предупреждения рака, высокие гости не раз повторяли: "У вас в Москве такие чистые улицы. Но они полны табачной рекламы - а это гораздо хуже любого мусора".