ОПЕРАЦИЯ "ИНКУБАТОР"

Вчера "Труд" рассказал о вопиющем случае - из питерского роддома N 10 был похищен четырехдневный малыш. А всего по стране, как сообщила газете председатель правления московского отделения Российского детского фонда Елена Фонарева, за последние полгода зафиксировано 80 краж несовершеннолетних детей. Методы преступников, наживающихся на этом отвратительном бизнесе, становятся все изощреннее. Об этом свидетельствуют и сообщения, полученные вчера редакцией от своих собственных корреспондентов в Ярославле и Вашингтоне.

Американские и российские органы правоохранения могут успешно сотрудничать и общими силами пресекать самые изощренные преступные хитросплетения. То, что произошло в городе Батон-Руж, штат Луизиана, убедительно это доказывает.
От Луизианы до России многие тысячи километров, но это не помешало двум жительницам Батон-Ружа наладить столь же сложный, сколь и циничный "бизнес", в котором главная роль отводилась беременным женщинам-россиянкам, нуждающимся в деньгах, а не в ребенке. Недаром один репортер назвал это дело "Операция "Инкубатор".
Именно такую функцию и выполняли те, кого импортировали из России адвокат Нина Сью Бройлз, руководившая в Батон-Руже "Сервисом по усыновлению со специальной доставкой", и ее помощница Ольга Алексеева-Рокмор, гражданка Казахстана, имеющая постоянный вид на жительство в США. Разработанная ими система, как установила федеральная прокуратура, действовала таким образом. Их агенты в России, некто Юрий Пшевечерский, его жена и другие не названные личности отыскивали кандидатов в "инкубаторы" и давали знать Нине и Ольге, которые организовывали для них туристскую визу или приглашение на какой-нибудь липовый семинар в Батон-Руж, Нэшвилле или Новом Орлеане.
Женщины были всегда почти на исходе нормального срока беременности: "сервис по усыновлению" не желал тратить лишние деньги на их пребывание. Одна даже родила на следующий день по прибытии. Как только роженица становилась на ноги, ей вручали 1000 долларов и отправляли обратно. А Юрий Пшевечерский, например, за каждую из них получал по 15 тысяч долларов. Прокуратура выяснила, что на его счета в России и в Германии Нина Сью Бройлз перечислила в общей сложности 400 тысяч долларов. Сколько заработали на этом сами партнерши, пока точно не известно, но, видимо, немало, если судить по гонорарам, полученным их сообщниками.
Не установлено и точное число продавших своих детей. По данным следствия, их около 33, но некоторые успели совершить эту "коммерческую сделку" по два раза. В одном случае такая попытка была пресечена иммиграционными властями: женщина, названная только по имени - Татьяна, пыталась вторично вьехать в США через Атланту, но запуталась в разговоре с чиновниками. Один из них позвонил Нине Бройлз, на которую сослалась русская, та заявила, что Татьяна помогает ей создать в России компанию по производству... гробов. На этот раз номер со "специальной доставкой" сорвался, но обычно маклершам все сходило с рук.
Дата суда еще не назначена, но кое-что очевидно уже сейчас.Во-первых, федеральная прокуратура сочла нужным подчеркнуть, что "существенную помощь" в расследовании ей оказали российские правоохранители, арестовавшие четырех пособников комбинаторов. Во-вторых, как ни странно, судить их будут не за торговлю детьми, а за сознательное нарушение иммиграционных законов: обе дамы лгали о целях приглашения россиянок. Хозяйке конторы грозит пятилетнее, а ее сообщнице - трехлетнее заключение плюс 250-тысячный штраф с каждой. Бройлз, кроме того, лишится адвокатской лицензии.
Но дети, успевшие попасть к приемным родителям, останутся в Соединенных Штатах вне зависимости от исхода суда. И не только потому, что тандем Бройлз - Рокмор тщательно запутывал следы каждого младенца и теперь трудно было бы разобраться, кто от кого родился и к кому попал. Представитель Управления по иммиграции и натурализации в штате Луизиана Майк Мескил заявил, что каждый ребенок, родившийся в США, становится американским гражданином, и это необратимо, поэтому приемным родителям на этот счет беспокоиться не следует, если они, имея дело с сомнительной организацией, не нарушили других законов.