06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

РАМАЗАН АБДУЛАТИПОВ: ХВАТИТ ПРИЗЫВОВ - НУЖНЫ РЕАЛЬНЫЕ ДЕЛА

Строганов Юрий
Опубликовано 01:01 04 Июля 2001г.
Целая, казалось бы, эпоха, прошедшая после распада СССР, не привела к кардинальному решению проблем наших соотечественников за пределами России. До сих пор перед некоренным населением новых стран, возникших на пространствах Союза, стоят задачи выживания, сохранения культуры, языка. Надежды соотечественников на поддержку со стороны России не оправдались и уже стали угасать. Они возобновились с приходом Владимира Путина.Президент проявил искреннее внимание к судьбам этнических россиян, оказавшихся за рубежами Родины. Почему же после крушения СССР наше государство так прохладно обошлось со своими сыновьями и дочерьми? Можно ли им, живущим за рубежом, реально помочь? С этими вопросами обращаюсь к члену Совета Федерации, председателю Совета Ассамблеи народов России Рамазану АБДУЛАТИПОВУ - одному из российских политиков, которого по-настоящему волнуют судьбы соотечественников.

- Еще в начале 90-х мне доводилось неоднократно говорить о том, что мы так и не определили позиции по целому ряду вопросов - территориальных, языковых, гражданства, имеющих стратегическое значение как для России, так и для этнических россиян, оставшихся в новых независимых государствах. Мы стали активно дружить с Эстонией, Латвией, Литвой, и тут я полностью "за", но упустили из внимания судьбы людей, не нашли контакта по этим вопросам с новыми государствами.
Я был в числе организаторов первой конференции в Санкт-Петербурге по проблемам соотечественников. Планировали хорошую программу, но в целом она осталась нереализованной. Вместо того чтобы заниматься конкретно, по каждому пункту, вопросами, касающимися жизни, деятельности, самочувствия россиян в этих регионах, мы в большой степени политизировали вопрос. Не удалось четко организовать, скоординировать работу. Когда я пришел в Министерство по делам национальностей, то обнаружил, что все говорят об этих проблемах, но никто ими конкретно не занимается. Мы искали крохи, чтобы отпечатать учебники, отправить их нашим соотечественникам за рубеж, провести для них семинар по русскому языку, но не могли найти. А в это время на счету в Минфине "для нас" лежали 50 миллиардов рублей по тем деньгам, но мы не могли ими воспользоваться, потому что курирующий проблему вице-премьер не провел по этой теме ни одного заседания и соответственно не было решения об их выделении. Деньги остались неиспользованными, хотя наши соотечественники буквально выпрашивают средства на эти цели у разных людей, организаций.
Многое зависит от отношения властей новых государств к некоренному населению. В Киргизии, например, проблемы соотечественников почти не существует. Все вопросы в основном решаются. Их обсуждают непосредственно на Ассамблее народов Кыргызстана.
- Рамазан Гаджимурадович, а может быть, причина такого невнимания в том, что многие российские политики просто плохо представляют себе нужды соотечественников, не чувствуют их боли?
- На самом деле лозунгов и призывов, связанных с этой проблемой, очень много, но нужно заниматься реальными делами. Эту работу должны выполнять конкретные министерства, ведомства. Необходимо договариваться.
В свое время на совещание глав государств СНГ мною был представлен проект закона о статусе россиян в новых государствах и статусе выходцев из этих стран в самой России. Частично документ был принят в виде конвенции, но механизмов для его выполнения не создали. Считаю, что этот закон следовало принять сразу всем и одновременно, предварительно согласовав и больше не изменяя.
Мне кажется, что Содружество создано и для того, чтобы установить более благоприятный, в соответствии с международным правом, режим правового, духовного самочувствия людей, проживающих в новых государствах, я уж не говорю об экономических и других задачах. Но получается, что именно в рамках СНГ эти вопросы решены хуже, чем в международном праве. Там ведь действуют отработанные механизмы, есть десятки конвенций, а у нас нет такого пакета законов. Надо прекратить демагогию и перейти к международному праву. Недавно мы ратифицировали европейскую конвенцию по национальным меньшинствам, и если ее будут выполнять в странах СНГ, то, ей-Богу, решим 90 процентов проблем. Там все сказано. А мы нередко пренебрегаем международным опытом и начинаем сами что-то выдумывать. В результате тысячи вопросов остаются нерешенными.
Прекрасный, но не очень заметный процесс духовного сотрудничества, контактов на разных уровнях все же идет. Активно общаются ученые, артисты, литераторы. Он происходит без патронажа государства.
- Мы говорим о сложностях жизни соотечественников на пространствах бывшего СССР, но пока вы привели только положительный пример - Кыргызстан. Однако известно и другое. В целом ряде государств русским, да и русскоязычным приходится совсем не сладко.
- Прежде всего в прибалтийских странах. Я не стал бы кого-то обвинять в правовом смысле, но соотечественники находятся там в таком социальном, психологическом, политическом климате, что фактически поставлены вне общества. Недавно я узнал, что слово "неграждане" некоторые иронически сокращают, превращая в "негры". У настоящих негров в ряде стран больше правовых гарантий, чем у этих "неграждан".
- На ваш взгляд, все это - издержки становления государственности у наших соседей или осознанная дискриминация?
- Это издержки больного сознания, одна из форм мести по отношению к прошлым режимам. Только вот "мстители" забывают, что от этого режима, если он был плох, страдали все, а если в нем было что-то хорошее, то и получали все. И в Прибалтике получали не меньше, чем в других местах. Почему-то на русский народ автоматически переносится ответственность за деятельность политических режимов, которая отнюдь не всегда была направлена на благо человека. А русский народ не меньше других пострадал.
- Произошли ли за это десятилетие, на ваш взгляд, хоть какие-то положительные сдвиги в положении наших соотечественников там, где их притесняют?
- Положительное объясняется в основном стремлением самих людей найти свою нишу, ужиться, наступая на собственное национальное и личностное достоинство. Жить-то надо. Но думаю, что кое-где накапливается заряд недовольства, который может завтра взорваться, как в 40-х годах взорвалось недовольство прибалтов по отношению к России. Я читал, что в начале века на Крещатике арестовывали человека, если он говорил на украинском языке. Нынешняя озлобленность лет через 50 тоже может дать свой результат. Если кого-то действительно волнует благополучие своего суверенного государства, то он должен подумать и о суверенитете, достоинстве каждой личности. Унижать нельзя никого, а русских людей к тому же опасно и глупо. Это самая большая европейская нация. Пренебрегать ее интересами - поступать во вред своему же народу. Никому не удастся уйти далеко от русской культуры, от русского языка. Если сегодня захотят его забыть, завтра будут вынуждены вспомнить и выучить. Сделать это заставят экономика, сама жизнь. Россия - держава с гигантским потенциалом. Только глупцы могут так поступать по отношению к своему соседу.
- Так какие же организационные меры необходимы, чтобы улучшить отношение к нашим соотечественникам?
- Первое: отношение к нашим соотечественникам нередко зеркально отражает наше собственное отношение к национальным меньшинствам, проживающим в нашей стране. Если у нас нет стратегической повседневной национальной политики, то и требовать ее от кого-то трудно. Поэтому первая наша задача - осуществление такой национальной политики внутри страны, которая являлась бы примером отношения к народам, культурам, языкам.
Второе: эти проблемы следует перевести из области политики в сферу управления, сотворчества. Есть тысячи нравственных, этических моментов, и надо не просто предъявлять требования, но и действовать совместно.
Забота о своих гражданах, о выходцах из своей страны - обязанность руководства государства. Если нарушаются права человека, необходимы срочные меры. Я бы по каждой стране сидел и сутками отрабатывал вопросы: в чем Россия может взять на себя финансирование, в чем - наш сосед. Мы хотим что-то сделать, например, для украинцев в России? А что они сделают для россиян в Украине? Примерно такую программу мы подготовили по поддержке азербайджанцев в Дагестане и дагестанцев в Азербайджане. Но в конечном счете деньги не были выделены.
Тем не менее есть способы получения средств. Мы проводим какие-то коммерческие операции с государством, где живут наши соотечественники. Давайте один процент отдадим на программы в их поддержку.
- Мне приходилось слышать и такое предложение: Россия должна отказать в экономическом сотрудничестве тем бизнесменам бывших "братских республик", которые не противостоят дискриминационной политике в отношении наших соотечественников.
- Но ведь открыто бизнесмены не поддерживают дискриминационную политику. Мы должны посмотреть на другое - на их материальные возможности и дела. Предприниматель помельче может помогать в финансировании каких-то местных программ. У бизнесмена государственного масштаба есть возможность влиять на решения политиков. Думаю, нужна каждодневная работа, направленная на поиск взаимопонимания, примирения, а не свержения друг друга.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников