Большой неожиданностью для самих организаторов акции стали ее итоги. Что скрывать, было у них некоторое опасение: вызовет ли она интерес в школьной и студенческой среде? Ведь пока что изучение христианства поставлено далеко не так, как хотелось бы. Тем приятнее сегодня сказать, что всего в жюри поступило свыше 600 работ из более чем 40 регионов страны. Виднейшие специалисты ряда академических институтов, Международного университета (в Москве) и других учебных заведений отобрали 50 исследований для очного участия их авторов во втором туре.
...Благодаря директору конкурса Алле Чуркиной мы получили возможность познакомиться с несколькими лауреатскими работами. Воспроизводим из них небольшие фрагменты, дающие тем не менее представление о направлении мысли авторов исследований, позволяющие оценить их позицию.
В номинации "Творческие работы" в своей возрастной группе дипломом I степени награжден ученик 7-го класса екатеринбургской гимназии "ИНДРА" Илья Коновченко, представивший на конкурс исследование: "Самосожжения как форма борьбы в русском расколе" (руководитель - учительница истории Татьяна Дорохова). В главе "Самосожжения как социальное явление" юный исследователь одного из самых трагических периодов в жизни Русской православной церкви, в частности, пишет:
"...Учитывая сложность явления самосожжений, однозначно положительно или отрицательно их оценивать нельзя. При оценке следует отмечать не только приверженность староверов своему вероучению, мужество, с которым они шли на смерть ради очищения и приближения к Богу, но и религиозный фанатизм, владевший ими. Ведь во время гарей погибали и старики, и женщины, и дети. Так, П.С. Смирнов описывает даже случай рождения во время самосожжения младенца, при этом проповедник дьячок Кирилл, организатор гари, окрестив ребенка, тут же бросил его в огонь вслед за матерью. Стоила ли вера стольких невинных жертв?
Более того, идя на самосожжения, старообрядцы фактически шли на отступление от христианской веры и совершение смертного греха. Недаром сразу после появления первых "самоубийственных смертей" среди самих же раскольников начинается борьба с этим явлением. Среди наиболее последовательных борцов с самосожжением в расколе можно выделить Досифея, Иова, Феодосия, Пафнутия, Мина, Христофора, Ефросина. Они собирали вокруг себя братию, ходили по деревням с проповедями против самоубийств, вели беседы и полемику с проповедниками гарей, предотвращали случаи самосожжений..."
В той же номинации, но уже в "студенческой" возрастной группе диплом I степени заслужил третьекурсник факультета теологии и мировых культур Омского госуниверситета Валерий Малеев. Тема его исследования - "Распространение Православия в Северной Америке в конце XVIII - первой половине XIX века". Вот, к примеру, что рассказывает автор об особенности миссионерского служения о. Иоанна Вениаминова, "апостола русской Америки" (впоследствии - Иннокентий, митрополит Московский):
"...С 1834 года отец Иоанн продолжает свою миссионерскую деятельность на Сидхе. Так же, как и на Уналашке, он устраивал школы для новокрещеных и их детей, обучал Закону Божию, грамоте и разным ремеслам. Но он не спешил крестить колошей - ждал, когда они сами попросят о крещении. Колоши враждебно относились к русским, видя в них тех же белых, от которых индейцы потерпели столько зла. Их отношение изменилось после большой беды: на острове вспыхнула эпидемия оспы. Русские делали прививки, чем спасли многих колошей от смерти.
Лишь в 1837 году Вениаминов совершил Божественную литургию в Сидхинском редуте, под навесом, поскольку храма еще не было. К началу службы собралось полторы тысячи человек - все местное население. Не только взрослые, но даже дети не шумели, не отпускали ничего неблагообразного во все время службы. Этот успех окрылил отца Иоанна. Под влиянием евангельской проповеди Вениаминова колоши оставляли языческие верования, и даже некоторые закоренелые язычники изменили жизнь к лучшему. Итогом научных изысканий отца Иоанна в те годы были труды: "Мифологические предания и суеверия колошей" и "Замечания о колошевских кодьякских языках"...
В номинации "Краеведческие работы" в своей возрастной группе диплома I степени удостоился ученик 6-го класса из Ижевска Андрей Коломоец, написавший "Историю храма Успения Пресвятой Богородицы Заречной волости Ижевска", проиллюстрировав ее старыми и современными фотографиями. Воспримем как свои собственные душевную боль и надежду школьника:
"...Мой город, конечно же, отражает контрасты нашего времени. И я сегодня вижу и красоту новых застроек, и затхлые, заживо гниющие улицы брошенных на произвол судьбы районов. Вижу летящие на огромной скорости шикарные иномарки - и нищих, сидящих в переходах, в магазинах, на лестницах храмов. Шик и блеск, нищета и грязь. Все это очень бросается в глаза и приводит к чувству растерянности и неуверенности. Что будет завтра?
А когда посмотришь на покрытые настоящим золотом купола церквей и часовен, то появляется ощущение, что эти Богу угодные постройки будут стоять долго. Мы с мамой очень часто говорим об этом. И нам очень хочется верить, что то новое и хорошее, что происходит в лице обновившихся, помолодевших храмов, вновь не взорвут, не разграбят, не превратят в памятник человеческой низости".
Отметим, что все награжденные дипломами I степени, помимо других подарков, получили сертификаты для совершения паломничества в Святую Землю. Для группы участников конкурса незабываема встреча с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, который наградил их благословенными грамотами.
По словам члена президиума и члена жюри конкурса академика РАН Владимира Купцова, проведенный смотр работ молодых историков заслуживает того, чтобы о нем узнал президент России. Лауреатам и всем участникам конкурса ученый пожелал настойчиво развивать приобретенный исследовательский опыт.