"ЛИШНИХ" ЛЮДЕЙ СТАНЕТ БОЛЬШЕ

Если отойти от средних цифр и посмотреть на конкретное положение в регионах, то откроется не

Если отойти от средних цифр и посмотреть на конкретное положение в регионах, то откроется не очень радостная картина: в 45 субъектах Федерации масштабы безработицы существенно выше среднероссийского уровня. Чрезвычайно тяжелая ситуация, например, в Ингушетии, Дагестане, Северной Осетии-Алании, Туве, Агинском Бурятском автономном округе, где каждый третий-четвертый житель в трудоспособном возрасте ищет работу.
Особенно тревожно, когда за бортом остается молодежь. Более трети (38,7 процента) всех безработных - граждане в возрасте до 29 лет. В этой возрастной группе каждый пятый - шестой житель Ростовской, Пензенской, Брянской, Псковской, Омской, Читинской и многих других областей, а также Ставропольского, Красноярского краев оказался "лишним". Еще толком не вступив во взрослую жизнь, "надежда и будущее общества" попадает под каток суровых обстоятельств. Многие из молодых не могут найти себе место и год, и два, и три. И не у всех хватает сил, воли противостоять соблазнам "уличной" жизни, не пойти по кривой дорожке...
Безработица есть во всех развитых странах. Вопрос в ее масштабах, мерах социальной защиты. В России после начала радикальных реформ армия "лишних" стала стремительно увеличиваться - с 3,8 миллиона человек в 1992-м до 10,4 миллиона в феврале 1999-го. На рынке труда это был самый тяжелый период в новейшей российской истории: 14,4 процента экономически активного населения - за воротами. Такой была расплата за серьезные ошибки в ходе непоследовательных, затяжных, опутанных коррупцией реформ. В том же 1999-м произошел перелом. Впервые за многие годы масштабы безработицы начали снижаться. Эта тенденция продолжалась и в 2000-м, и в 2001-м, и в январе - апреле 2002-го. К началу мая нынешнего года численность "незанятых" сократилась до 5,9 миллиона, или почти вдвое.
Однако скоро, похоже, кривые на графиках вновь пойдут вверх. По прогнозу Минэкономразвития, представленному в правительство, в 2003-м численность безработных может составить 6,8 миллиона, в 2004-м - 7 миллионов, в 2005-м - 6,9 миллиона. Независимые эксперты называют цифры еще выше - 7,6-8 миллионов. Получается, что уровень безработицы может подняться на 20 - 30 процентов. Это много.
Одна из основных причин прогнозируемого неблагоприятного перелома тенденций в том, что в 2003 - 2005 годах численность трудоспособного населения будет увеличиваться быстрее, чем потребности экономики в рабочей силе. Дело в том, что, закончив учебу, придут юноши и девушки, появившиеся на свет в восьмидесятых годах. А именно тогда отмечались и высокий уровень рождаемости, и вершина одной из демографических волн, отсчет которых начался в первые послевоенные годы. По расчетам Минэкономразвития, приток рабочей силы составит в 2002-м - 400 тысяч человек, 2003-м - 700 тысяч, 2004-м - 500 тысяч, 2005-м - 300 тысяч. В общей сложности - 1,9 миллиона. Кажется парадоксальным: общая численность населения в стране сокращается, а приток трудовых ресурсов будет увеличиваться. Такое необычное положение сохранится в течение нескольких лет.
Если бы в этот период экономика, развиваясь, могла востребовать избыток кадров, особых трудностей не возникло. Но в том-то и дело, что именно в ближайшие годы планируется проведение крупномасштабных структурных преобразований в ряде отраслей - угольной, черной металлургии, электроэнергетике, железнодорожном транспорте и других. При этом, естественно, неизбежны увольнения, которые коснутся сотен тысяч россиян.
Есть еще одно обстоятельство. Чтобы удержаться на рынке, выдерживать конкуренцию, многим предприятиям придется повышать производительность труда и опять-таки избавляться от лишней численности. После начала реформ на подобные радикальные шаги многие заводы, фирмы долго не решались, надеясь как-нибудь пережить трудные времена, сохранить персонал. Нередко ограничивались полумерами. И сегодня кадровый "жирок" в нашей экономике, по мнению ряда экспертов, составляет 8 - 10 миллионов человек. Сколько из них будет "высвобождено"? Без этого не обойтись, ибо оптимизация численности необходима и для выживания предприятий, и для повышения зарплаты работающим. Так экономика оказывается в своеобразных ножницах: с одной стороны, демографическая волна, приток рабочих рук, с другой - ожидаемые увольнения. Словом, разогрев рынка труда не за горами.
Чтобы не допустить экстремального развития событий, федеральному правительству, региональным и муниципальным властям следует принять энергичные меры (известные по опыту других стран). К сожалению, пока что дальше обсуждения ситуации на заседании правительства дело не пошло. Полтора года назад, как известно, был упразднен Государственный фонд занятости, и теперь средства выделяются непосредственно из федерального бюджета. Лучше стало или хуже? Есть немало положительных моментов, но перевешивают, пожалуй, минусы. В частности, резко сократилось финансирование, как говорят специалисты, активной политики в этой сфере, то есть профессионального обучения, организации общественных работ, временной занятости подростков, информирования населения и многого другого. Если в 2000 году на эти цели было израсходовано 6,1 миллиарда рублей, то в 2001-м (после введения новаций) значительно меньше - 3,5 миллиарда, а в 2002-м в бюджете заложено и вовсе 1,7 миллиарда.
За счет такой неоправданной "экономии" нынешняя система финансирования оказалась сильно "перекошенной". Пособия по безработице съедают около 10 миллиардов рублей, а на все прочее остается впятеро меньшая сумма. В 2000-м соотношение было противоположным. Я, конечно же, не за то, чтобы уменьшать выплату и без того мизерных пособий. Речь о другом: зажимать ассигнования на проведение активной политики - недопустимо. Когда государство не уделяет должного внимания переобучению и трудоустройству граждан, оказавшихся на улице, безработица будет разрастаться, обостряя социальную ситуацию в обществе!
Это опасно, невыгодно и экономически. Опыт свидетельствует: ассигнования на проведение активной политики окупаются сторицей. По оценке Минтруда, налоговые поступления в федеральный бюджет после трудоустройства безработных составляют сумму, в полтора раза большую, чем были бы расходы того же бюджета на мероприятия по содействию занятости этих граждан. Чистый выигрыш - миллиарды рублей, при этом срок окупаемости затрат - менее шести месяцев.
В этой связи вызывает недоумение крайне низкий уровень финансирования в этой важной сфере. Трудно поверить, но с 1998 по 2002 год расходы не увеличились, а снизились - с 0,32 до 0,19 процента валового внутреннего продукта (ВВП). В более благополучных странах Запада эти ассигнования в 10 - 30 раз выше: во Франции они составляют 3,2 процента ВВП; Германии - 3,6; Швеции - 3,9; Финляндии - 3,4; Нидерландах - 4,9; Дании - 5,6. А в России, наоборот, на реализацию важнейших программ средств выделяется все меньше. Чтобы не быть голословным, приведу факты.
В 2001-м на организацию общественных работ было израсходовано из федерального бюджета 437 миллионов рублей. Результат: 144 тысячи человек занимались благоустройством территорий, уходом за престарелыми и инвалидами, получая соответствующую плату. Но в 2002-м финансирование сокращено на 47 миллионов рублей. Направление на общественные работы не смогут получить 25 тысяч человек.
Далее, большой эффект дают программы социальной адаптации безработных, включающие и временное трудоустройство тех, кто особо нуждается в поддержке. В прошлом году 197 тысяч россиян участвовало в таких программах, причем около 100 тысяч были трудоустроены. Однако в 2002-м соответствующие расходы федерального бюджета сокращены в 16 раз. Это значит, что помощь не получат 180 тысяч человек.
Особую роль в трудоустройстве уволенных играет малый бизнес. В прошлом году благодаря помощи служб занятости предпринимательством занялись почти 26 тысяч безработных. Теперь средства, выделяемые на эти цели из бюджета, уменьшены в 13 раз. Подобных примеров множество, ограничусь еще одним, касающимся судьбы подростков в возрасте 14-16 лет. В 2001-м для временного трудоустройства несовершеннолетних было израсходовано 537 миллионов рублей. В период каникул и в свободное от учебы время к труду удалось привлечь почти полтора миллиона тинейджеров. Но в нынешнем году денег не было выделено вообще. Позже, правда, изыскали впятеро меньшую сумму (100 миллионов рублей), да и то за счет уменьшения финансирования по другой статье - "Организация временного трудоустройства безработных, особо нуждающихся в социальной защите". Государство как бы само выталкивает ребят в криминальный мир. Только после тяжелых переговоров с Минфином удалось добиться выделения еще 470 миллионов.
При таком отношении к острой проблематике Минфина (главного разработчика бюджета), руководителей правительства и властей большинства регионов (а в субъектах Федерации деньги выделяются еще более скупо) в ближайшие годы страну могут ожидать серьезные испытания. О возможности увеличения безработицы свидетельствуют и данные Госкомстата. В прошлом году 1,1 миллиона россиян (не считая сферу малого предпринимательства) трудились в режиме неполной рабочей недели. Еще 1,9 миллиона работников имели вынужденные административные отпуска. Общие масштабы неполной занятости оцениваются Госкомстатом в 551 миллион человеко-часов. Многие россияне вынуждены идти в теневую сферу. В так называемом неформальном секторе зарабатывают себе на жизнь 8,9 миллиона граждан. Но и здесь положение многих из них не назовешь стабильным. Как же противостоять новым вызовам времени? Что нужно сделать в первую очередь? На эти вопросы я попросил ответить заместителя министра труда и социального развития Максима ТОПИЛИНА. Он рассказал о разработанном в министерстве плане действий. Обстоятельный документ насчитывает около 40 страниц.
- Но главное, - подчеркнул мой собеседник, - как можно быстрее решить два вопроса. Во-первых, больше выделять денег, в том числе на проведение активной политики в области занятости населения. При этом, определяя объемы финансирования, следует исходить из объективных потребностей рынка труда, а не умозрительных схем. Во-вторых, в федеральном бюджете должны быть предусмотрены средства на реализацию превентивных мер, а также на те расходы, которые сегодня не финансируются из казны. Речь идет о работе с молодежью, незанятым населением, военнослужащими, готовящимися вернуться на "гражданку", и другими категориями граждан. Сейчас службы занятости не имеют права использовать бюджетные деньги на превентивные меры, ибо нет соответствующих статьей, - оказывать помощь можно только безработным. Положение следует исправить. Затраты будут сравнительно небольшими, а эффект - значимым. Понятно, потребуется внести изменения в действующее законодательство. Над этим мы сейчас работаем с Минфином. Наконец, многое будет зависеть от масштабов создания новых рабочих мест в стране, развития малого бизнеса, успеха структурных преобразований...
Нельзя не согласиться с заместителем министра. Однако для создания новых рабочих мест требуются немалые инвестиции, а нынешние темпы их прироста в России даже ниже, чем в прошлом году. Причины известны: засилье чиновников, коррупция, ненадежная судебная система, высокие риски... Значит, и здесь властям надо поднапрячься, ускориться. Иначе ситуация после трех успешных лет начнет вновь обостряться.