03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СКОЛЬКО СТОЯТ НЕДРА?

Четвериков Сергей
Опубликовано 01:01 04 Июля 2003г.
Нефтяную отрасль принято считать одной из самых богатых в России. Действительно, назвать нефтяников бедствующими языкне поворачивается. И немало желающих сделать налоги более жесткими, чтобы перераспределить деньги на благо всего общества. Доходы от рентных отраслей будоражат воображение, вызывают нескончаемые дебаты: достаточно или нет государство получает от продажи нефти? Всему есть предел, парируют оппоненты, отрасль уже и так испытывает определенные сложности с инвестициями, а ведь нужно добиться грандиозной задачи - довести добычу нефти к 2010 году до пятисот миллионов тонн. В конце концов нельзя резать курицу, несущую золотые яйца. Как обстоит дело в действительности?Мы попросили ответить на этот вопрос сотрудников Института экономики переходного периода.

В прошлом году вместо платы за пользование недрами (роялти), отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ), акциза на нефть и газовый конденсат государство стало взимать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Замена трех налогов одним со специфической ставкой улучшила прозрачность системы платежей и практически свела до нуля возможности уклонения от налогообложения. Добывающие отрасли, в том числе и нефтяная, стали гораздо доступнее для объективных исследований, краткие результаты которых мы и приведем ниже.
Итак, порядок исчисления и уплаты нового налога основан на действовавшей практике платы за пользование недрами. Объектом налогообложения признаются добытые полезные ископаемые, а налоговой базой - их стоимость. Причем ставки установлены дифференцированно по видам ископаемых - в процентах от стоимости добытого сырья. Что касается нефти, то учитывает и акциз. Налоговой базой является объем продукции в натуральном выражении, а ставка установлена в размере 340 рублей за тонну, с 2004 года она повысится на семь рублей. При применении ставка умножается на специальный коэффициент, который корректируется с учетом уровня мировых цен на нефть и изменения валютного курса рубля.
Понимаем, что для людей, далеких от экономики, все это может показаться сложным для восприятия. Но следующий факт понятен всем - от домохозяйки до депутата Государственной Думы: замена трех ранее действовавших платежей одним налогом привела к значительному росту налоговых доходов. Если в 2000 и 2001 годах сумма поступлений акциза на нефть, платежей за пользование недрами, отчисления на ВМСБ составляла 1,6 процента ВВП, то в прошлом году поступления по налогу на добычу полезных ископаемых выросли на 75 процентов.
Кроме того, в том же 2002 году были установлены и предельные размеры вывозных таможенных пошлин на углеводороды, изменяющиеся в зависимости от мировых цен, что тоже повлияло на сумму налоговых обязательств нефтяного сектора.
А теперь проведем более подробную оценку налоговых обязательств и нагрузки на нефтяную отрасль. Этот расчет проводился с учетом условного деления сектора на нефтедобывающее, нефтеперерабатывающее подразделения, а также управляющую компанию (холдинг). Данная схема типична для нефтяной компании. Именно на этой основе и построена имитационная модель.
И каковы же результаты? При среднегодовой цене на баррель нефти марки URALS, равной порядка 24 долларам, в целом по отрасли (нефтедобыча, нефтепереработка и управляющая компания) в прошлом году уплачено налогов в сумме около 20 миллиардов долларов. Из них: налог на добычу полезных ископаемых - 7,9 млрд. долларов, экспортная пошлина - 5,4 млрд. долларов, акцизы - 2,1 млрд. долларов. Таким образом, сумма "специальных" налогов, которые взимаются только с предприятий, входящих в нефтяной сектор и являющихся по сути платой государству за использование природных ресурсов или изъятием природной ренты, составила 80 процентов от общей суммы уплаченных налогов.
Если бы в 2002 году среднегодовая мировая цена на нефть была равна 18,5 или 22 долларам за баррель, нагрузка была бы равна 26 или 32 процентам соответственно. Падение цены до 15 долларов привело бы к сокращению налоговой нагрузки до двадцати процентов. Это объясняется высокой прогрессивностью нашей налоговой системы по цене на нефть, то есть чем выше цена, тем больше суммы экспортной пошлины и НДПИ, которые должны уплатить нефтяные компании, и наоборот.
Теперь посмотрим, какая картина складывается в нынешнем году. Отмена налога на пользователей автодорог и повышение ставок акцизов на нефтепродукты повысят налоговые обязательства нефтяного сектора (в условиях прошлогоднего объема добычи и той же конъюнктуры) на 6,1 процента по сравнению с 2002 годом. Доля налогов в выручке составит 35 процентов. При снижении среднегодовой цены до 18,5 доллара за баррель этот показатель составит 27 процентов, при цене 22 доллара - 33 процента. Если же нефть упадет до 15 долларов, то и налоговая нагрузка будет меньше - 21 процент.
В 2004 году предполагается снизить НДС до 18 процентов, повысить НДПИ до 347 рублей за тонну, отменить налог с продаж и проиндексировать ставки акцизов на нефтепродукты. Как все это отразится на нефтяной отрасли? При среднегодовой цене, равной 15 долларов за баррель, налоговая нагрузка на выручку составит 23 процента, 18,5 доллара - 28,6 процента, а если "черное золото" будет стоить 22 доллара, то показатель вырастет до 34 процентов.
Уточнить нюансы наших расчетов помогла работа польских коллег Яцека Цукровски и Романа Могилевского из Сenter for Social and Economic Research "Оценка бюджета нефтяной отрасли Российской Федерации". Мы также не учитываем изменение объема добычи нефти. Между тем в 2003 году ожидается ее рост, при этом вырастут и налоговые обязательства.
Крайне важно понимать, что любые межотраслевые сравнения налоговой нагрузки корректно осуществлять только в рамках сопоставимых условий. Простое сравнение доли налоговых обязательств в общей величине выручки не может отражать реального положения с инвестиционной привлекательностью той или иной отрасли. Оценка сравнительной отраслевой налоговой нагрузки в сопоставимых условиях требует серьезного анализа структуры баланса других отраслей, во многих из которых так же, как и в нефтяном секторе, действуют вертикально интегрированные компании.
Налоговая нагрузка на российскую вертикально интегрированную нефтяную отрасль сейчас сопоставима с показателями крупнейших транснациональных компаний. Справедливости ради стоит отметить, что разные сравниваемые показатели показывают разное соотношение нагрузки. Это происходит несмотря на то, что в отличие от российской нефтяной отрасли, все иностранные компании являются производителями как нефти, так и газа. Кроме того, экстерриториальный характер деятельности компаний дает им возможность проводить операции в тех странах, где система налогообложения более благоприятна в отношении данного вида деятельности.
Все это нельзя не учитывать при принятии решений в отношении российской нефтяной отрасли, перед которой поставлена грандиозная задача - добыть к 2010 году 400-500 миллионов тонн нефти. Для этого потребуются колоссальные инвестиции. По нашим расчетам, цифра колеблется от 76 млрд. до 117,5 млрд. долларов за весь срок. Упомянутые уже польские ученые вообще называют цифру в 175 миллиардов долларов.
Следующий факт понятен всем - от домохозяйки до депутата Государственной Думы: замена трех ранее действовавших платежей одним налогом привела к значительному росту налоговых доходов. Если в 2000 и 2001 годах сумма поступлений акциза на нефть, платежей за пользование недрами, отчисления на ВМСБ составляла 1,6 процента ВВП, то в прошлом году поступления по налогу на добычу полезных ископаемых выросли на 75 процентов.
Сумма "специальных" налогов, которые взимаются только с предприятий, входящих в нефтяной сектор и являющихся по сути платой государству, за использование природных ресурсов или изъятием природной ренты, составила 15,7 млрд. долл., или восемьдесят процентов от общей суммы уплаченных налогов. По уровню налогообложения российские компании уже сравнялись с ведущими транснациональными гигантами.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников