Первое, что настораживало, - это отсутствие в фестивальной афише спектаклей для детей младшего и среднего школьного возрастов. Был один - "Пеппи Длинныйчулок" из Риги, да и тот слабенький. В основном преобладали постановки для зрителей от 16 лет и старше. Как выяснилось, детские спектакли почти перестали ставить, потому что экономически не выгодно, а специальные гранты на это никто не дает. Боюсь, если так и дальше пойдет, то скоро с детскими спектаклями произойдет то же, что и с детскими фильмами, почти исчезнувшими с экранов. Я далека от преувеличения роли театра и кино в формировании духовного мира подростков, но и приуменьшать ее не стоит. Ясно, что американские боевики и телереклама не воспитают наших ребят патриотами своей Отчизны и культурными людьми...
Приведу случай, происшедший во время празднования 300-летия Петербурга, на представлении лазерного шоу Хиро Ямагато, когда Дворцовая площадь была переполнена подростками. Толпы юнцов с обезумевшими глазами и пивными банками в руках шли стенка на стенку, штурмовали биотуалеты, а то и справляли нужду прямо у стен отреставрированного дворца - пиво способствовало... Какой-то бойкий паренек, шутя ударивший меня банкой по голове, окончательно охладил мое стремление пробиться к Эрмитажу, который был в эту ночь открыт для всех, - и я сочла за благо вернуться в гостиницу...
Загляните в зрительный зал любого ТЮЗа после окончания спектакля, и вы увидите брошенные там банки из-под пива. Еще недавно мы возмущались, когда старшеклассникам слишком откровенно трактовали "презервативную" тему, а теперь вместе с детьми смотрим "Простую историю", где со всех сторон обкатывается вопрос о том, делать девочке аборт или нет. Мне показалось, что реализация в таких случаях известного заказа обывателя "гони подробности" вряд ли плодотворна. Вот спектакль Нины Чусовой "Герой" Московского молодежного театра - совсем другое дело. Создав пародию на триллер, режиссер сумела доказать зрителям, что замена истинных ценностей фальшивыми нравственно уродует людей, превращает их в бездушных болванчиков. Молодой человек, объявивший себя... отцеубийцей, ходит по деревне гоголем, и все им восторгаются, потому что его воспринимают как героя боевика, сошедшего с экрана. Когда же пьяненький папаша с проломленным черепом является в дом одной из невест "убийцы" и миф рассеивается, то все отворачиваются от "крутого" парня. Это уже не черный юмор, а какая-то фантасмагория: только вдумайтесь - убийство отца (каким бы он ни был) считается геройством...
Другой режиссер, он же автор пьесы "Не про говоренное" Михаил Покрас поднимает не менее важную тему для молодежи: как трудно ей быть самой собой и не стесняться своих мыслей и чувств.
Текст пьесы, преднамеренно корявый, производит впечатление эскизных набросков, основанных на повседневных жизненных ситуациях. В то же время в них, как в зеркале, отражаются непростые отношения родителей и детей, не желающих слушать и слышать друг друга. К примеру, дочь просит у матери ее туфли для свидания, а та не дает. Не потому, что жалко, просто хочется показать свою власть и лишний раз подчеркнуть, кто главный в доме. Девчонка чувствует себя униженной, она начинает тихо ненавидеть мать, отдаляться от нее. Естественно, каждая девочка, сидящая в зале, солидарна с маленькой героиней, ей даже не верится, что это придумано драматургом, уж слишком все правдоподобно и узнаваемо. Между артистами и зрителями сразу же возникает контакт, который сохраняется до конца представления. Думаю, этот документальный стиль постановки с монологами-исповедями скоро станет одним из любимых юными зрителями, ибо они нуждаются в таких историях, где можно узнавать себя и при этом не испытывать никаких комплексов. Поэтому спектакль "Не про говоренное" был признан лучшим на фестивале.
Жюри также наградило специальным призом "Бесприданницу" Островского в постановке Анатолия Праудина. Здесь было то, чего не хватает современному театру, - жизнь человеческого духа, глубокие характеры... Казалось, бойкие акселераты не смогут высидеть четырехчасовой спектакль, где речь идет о бедной девушке, которую пытаются купить, как красивую игрушку. Но артисты настолько психологически точно передавали состояние своих героев, можно сказать, по-мхатовски (недаром портрет Станиславского красовался на одном из столов трактира, где происходили все события), что зрителям казалось: это не XIX век, а нынешний.
Заставить юную публику поверить в любовь на сцене - очень непросто. Это отлично понимает главный режиссер питерского ТЮЗа Григорий Козлов, решивший поставить "Легкое дыхание" по рассказам Ивана Бунина. Замысел был прост: рассказать о первых чувствах героев, как об утренней росе на траве, о пении птиц на рассвете, веселом журчании ручья. Для этого ему понадобились молодые исполнители, и он рискнул поставить спектакль силами своих студентов третьего курса театрального института. И они справились, потому что уже кое-что умели и вместе с тем играли самих себя, первые ощущения любовного томления и жара в крови. В ритме вальсов Шопена и Чайковского герои, кружась, переходили от одного любовного сюжета к другому. Вместе с ними кружились колонны, персонажей окутывали воздушные белые шторы и потом, опадая, открывали то стройный стан земной Венеры, то сплетение рук влюбленной пары.
На фестивале "Радуга" был еще один удивительно чистый и красивый спектакль о любви: "Панночка" Александра Кузина из Ярославля по мотивам повести Гоголя "Вий". В страшных сценах превращения Панночки в ведьму - немало мистики, но мистики прекрасной, завораживающей. Панночка, являясь к Хоме Бруту, не хочет губить его душу, наоборот, она умоляет вместе вознестись на небеса. Занавес, функцию которого выполняет обычный плетень, поворачивается, и сцена заполняется огромным количеством мерцающих свечей, скользящими призраками, зелеными венками, а где-то в вышине звучат церковные хоралы... Кузин сочинил этот спектакль, получив копейки на его оформление, но ведь русские умельцы тем и славны, что могут найти выход из любого положения. Правда, говорят, Кузин уже подал заявление об уходе из театра, которым руководил 15 лет, устав доказывать властям города, что нужный городу театр нуждается в субсидиях.
Хорошо, конечно, что Министерство культуры РФ и правительство Санкт-Петербурга нашли средства для проведения фестиваля "Радуга", и его участники смогли увидеть, как прекрасен град Петров во время своего юбилея. Но после этого, вернувшись домой, они, как и прежде, останутся наедине со своими тягостными заботами. А впрочем, почему это только их заботы, ведь они касаются всех нас, ибо, когда пиво становится непременным атрибутом общения подростков с искусством, - вряд ли можно оставаться спокойным за будущее этих ребят.