Россия может вернуть Германии шесть витражей, хранящихся в ГМИИ им. А.С.Пушкина, если подтвердится, что они являются частью витражного комплекса из Мариенкирхе (собор Девы Марии) во Франкфурте-на-Одене. Об этом в понедельник в интервью газете "Коммерсант" заявил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

"Весьма вероятно, что там (в ГМИИ - ИФ) есть некоторые витражи из Мариенкирхе. Если витражи в ГМИИ действительно из Мариенкирхе, то тогда предстоит такая же процедура: предъявление претензий германским правительством, разбирательство на межведомственной комиссии, передача вопроса в Госдуму", - сказал директор Эрмитажа. Он напомнил, что часть витражей из Мариенкирхе, находившихся в Эрмитаже, уже возвращены ФРГ по закону, принятому Госдумой.

"Я думаю, что витражи Мариенкирхе должны быть добавлены к тем, что уже перевезены в Германию, - подчеркнул он. - По-моему, вопрос с Мариенкирхе был решен правильно: есть вещи, которые Германии важнее, чем нам, а есть вещи, которые нам нужны - и мы их никогда не отдадим".

М.Пиотровский прояснил позицию России в вопросе перемещенных культурных ценностей: "Мы конфисковали значительную часть германского культурного наследия с территории Пруссии и Саксонии в качестве компенсации за наше уничтоженное культурное наследие. И поэтому разговоры должны вестись как бы с нуля, а не с позиции "украли - отдайте".

Он пояснил, что подобная реакция в значительной степени связана с тем, что российские музеи не демонстрировали перемещенные ценности. "У нас есть только один грех: то, что мы это не показывали. Это большой музейный грех, и его нужно исправлять, - подчеркнул М.Пиотровский. - Что касается остального, Россия никаких преступлений не совершила".

"Поэтому надо решать это спокойно, даже цинично - по системе торга и с обязательным участием Думы. Есть общая схема, которая обеспечивает соблюдение национального интереса России, а в каждом конкретном случае он может быть разным. Например, в случае в Мариенкирхе возврат был нормальным шагом: нам это было никогда не выставить, кроме того, создалась атмосфера, которая способствовала вложению немецких денег в реставрацию церкви Успения на Волотовом поле", - сказал он.

"В случае балдинской коллекции (собрание западноевропейского рисунка, на возвращение которого давно претендует Германия - ИФ) наш интерес - получить часть рисунков, которые заполняют лакуны в собрании Эрмитажа, остальное - отдать в Бремен", - заявил М.Пиотровский.