Виной ли тому резкие перемены в составе отборочной комиссии (из нее в канун ММКФ выпали такие опытные бойцы, как Кирилл Разлогов и Петр Шепотинник, а рабочих лошадок, как известно, на переправе не меняют), или порасторопнее оказались отборщики конкурирующих фестивалей, в частности, стартующего на днях киносмотра в Карловых Варах, или же во всем мире внезапно упало качество фильмов, но только приличный конкурс в Москве в этом году собрать не удалось. "Тускло", "серо", "вторично" - такими эпитетами обменивались между собой критики, выходя из зрительного зала. Мало того что средний уровень лент оказался невысоким, так еще и фильм-лидер, которому не стыдно было бы вручить Гран-при, к финалу фестиваля на горизонте так и не нарисовался.
В прошлые годы хотя бы выручали ветераны. То давний друг ММКФ 82-летний Кането Синдо, прогремевший когда-то в Москве "Голым островом", напомнит о себе неукротимой "Жаждой жизни". То Кшиштоф Занусси подкинет нам свой пусть не лучший, но все равно глубокий философский фильм "Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем" (за одно название можно дать приз). То братья Тавиани побалуют нас уважительной, с глубоким проникновением в мир первоисточника экранизацией "Воскресения" Льва Толстого...
Была, конечно, надежда на ветеранов и в этот раз, ведь в конкурсе оказались сразу три классика европейского кино. Но изрядно постаревшие, утратившие былой кураж Бертран Блие ("Сколько ты стоишь"), Иштван Сабо ("Родственники"), Рауль Руис ("Климт") - в прошлом новаторы, бунтари, ниспровергатели основ - показали в Москве слишком рутинное, привычное для себя (и для нас) кино, в котором только изредка посверкивали отблески былого очарования. А молодые режиссеры (чуть ли не половина конкурса состояла из лент дебютантов) зачастую выглядели еще более усталыми, растерянными, чем их именитые соперники. Как из этой безнадежной ситуации будет выкручиваться жюри - в этом, собственно, и состояла основная интрига фестиваля.
Вот тогда-то председатель жюри Анджей Жулавский и придумал гениальный ход: в отсутствие настоящих "фестивальных" фильмов, которые предполагают известную глубину, оригинальность и яркость мышления, он и его команда решили сделать ставку на зрелищное, "смотрибельное" кино. О чем польский режиссер и поведал на торжественной церемонии закрытия ММКФ. Уровень фестиваля это заявление не подняло, шедевров не прибавило, но репутацию самого жюри во многом спасло: в его решениях появилась если не принципиальность, то хотя бы ясно читаемая логика...
Так, легковесная мелодрама Бертрана Блие "Сколько ты стоишь", рассказывающая о причудливой любви парижского клерка и шикарной итальянской шлюхи, никак, разумеется, не тянула на эпохальное полотно, достойное фестивальных наград, но в качестве необременительного зрелища она вполне даже ничего. Тут тебе и "пряный" сюжетец, и легкоузнаваемые мелодии из популярных опер, и занятный Жерар Депардье в роли обманутого любовника, и неотразимо прекрасная Моника Белуччи, демонстрирующая весь фильм прелести своего роскошного, белого, большого тела. Публика точно повалит на этот фильм - почему бы не удостоить его приза за лучшую режиссуру? Заодно и трем приехавшим в Москву классикам, пусть в лице одного Бертрана Блие, удастся отвесить почтительный поклон. Принимается.
Слов нет, английский фильм "Уроки вождения", рассказывающий о дружбе затюканного родителями юноши и эксцентричной актрисы-старушки, киногурманам покажется простоватым, даже наивным. Кто-то и вовсе вспомнит похожий сюжет, уже использованный в нашумевшей пьесе "Гарольд и Мод", обошедшей все сцены мира. Но, с другой стороны, эта достаточно традиционная лента сделана изящно, смотрится легко, в ней много юмора, зал в охотку смеется - почему бы не присудить картине специальный приз жюри? Почему бы заодно не отметить блестящую актрису Джули Уотерс наградой за лучшую женскую роль - уж больно азартно, не жалея себя, ведет она в картине свою партию. Принимается единогласно.
Труднее всего, догадываюсь, было с "Золотым Георгием". Ясно, что в конкурсе не оказалось глубокого, масштабного фильма, пронизанного болью за судьбы нашего несовершенного мира и человечества. Но зато подвернулась шведская картина "О Саре", подробно, обстоятельно рассказывающая горестную историю жизни одной эмансипированной особы, которой страсть как не везет в жизни. С первым мужем не сложилось - оказался слаб по мужской части. Второй обернулся сутягой и карьеристом, готовым сжить со свету любимую женщину ради прибавки к зарплате. И только к тридцати годам очередной бойфренд, рассматриваемый героиней как донор для рождения ребенка, оказался всем хорош - и заботлив, и нежен, и по дому мастеровит, и в постели - сущий ураган, поскольку африканских кровей. С таким можно пускаться в длительное семейное плавание - даром что ребеночек-первенец родился мертвым.
Что ж, смотрится это кино хорошо, не требует большого интеллектуального напряга, простодушная публика обрыдается в зале почище, чем на мексиканской мелодраме. К тому же фильм содержит столь модную нынче политкорректность, поскольку учит терпимости по отношению к людям иной культуры, иного цвета кожи, а это на конкурсном безрыбье уже кое-что. Словом, чем не претендент на "Золотого Георгия"? Принимается на ура и это.
С такими вот полемическими передержками рискну я воспроизвести логику решений Большого жюри, которое в сложившихся условиях разложило призовой пасьянс с некоторой даже долей изящества. Хотя, догадываюсь, жюри могло поступить еще куда изящнее - в отсутствие полноценного конкурса главную награду смотра попросту не присуждать. Тем более что ни жюри российской критики, ни жюри международной прессы, ни киноклубники ленту "О Саре", в сущности, не заметили. Но до такой принципиальности Большое жюри доходить не стало. А жаль.
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
Сразу после торжественной церемонии закрытия корреспондент "Труда" попросил прокомментировать решения Большого жюри одного из его членов - Алексея УЧИТЕЛЯ. И вот что сказал нам российский режиссер, получивший в прошлом году "Золотого Георгия" за свой фильм "Космос как предчувствие":
- Особенностью нынешнего конкурса было то, что он состоял из большого количества средних картин, и явного фаворита среди них не оказалось. Из небольшого круга достойных, примерно равных лент мы пытались выбрать лучшую. В итоге остановились на шведском фильме "О Саре". Скажу честно, это решение далось нам нелегко. По этому поводу были споры, мы голосовали, убеждали друг друга. Лично мне чисто по-человечески ближе английская картина "Уроки вождения", которая получила два приза жюри. Мне понравилась игра актрисы Джули Уотерс, довольно умелая по ремеслу режиссура этой ленты. Но надо отдать должное и фильму "О Саре" - мои коллеги по жюри увидели в нем некий философский подход к явлениям нашей жизни. Лично я никаких особых глубин в этой ленте не обнаружил. На мой взгляд, картина "О Саре" не является выдающимся явлением экрана, она победила в споре с равными соперниками.