ПОГРАНИЧНИКИ ВЫХОДЯТ В МОРЕ

С течением времени меняются принципы и нужды даже такой незыблемой системы, как охрана

С течением времени меняются принципы и нужды даже такой незыблемой системы, как охрана государственной границы. В XXI веке главной целью пограничников становится отнюдь не шпион, несущий под полой секретные бумаги, а браконьер и контрабандист. Соответственно для борьбы с этой угрозой требуется структура, сформированная под решение современных задач. И особенно актуально это для морских рубежей России, имеющих протяженность свыше 38 000 километров. Их колючей проволокой не перегородишь - нужны иные методы работы. Эти методы вот уже второй год осваивают на практике сотрудники принципиально новой силовой структуры в системе пограничной службы ФСБ России - береговой охраны.
Наш собеседник - первый заместитель начальника Сахалинского пограничного управления береговой охраны капитан первого ранга Михаил ШЕВЧЕНКО:
- Какова на сегодня ситуация на вашем участке границы? С какими проблемами приходится сталкиваться дальневосточным пограничникам в первую очередь?
- Дальневосточный регион очень богат запасами морских биоресурсов, в том числе и валютоемких - таких, например, как камчатский краб. В эту экономическую зону приходят промысловые суда не только из России, но и - по межведомственным соглашениям - из Японии, других государств. Есть и браконьеры, и их много. Ведь, по данным, которые мы получаем из Японии, туда завозится гораздо больше нашей морепродукции, чем значится в отчетности морских судов. Соответственно страдает не только экологический баланс моря, но и госбюджет лишается существенных налоговых сумм. Такое нарушение закона не может оставаться безнаказанным, и здесь мы являемся сдерживающим фактором. При создании органов береговой охраны мы в первую очередь делаем упор на оперативные методы и технические средства наблюдения. Это, разумеется, требует разнообразных технических и людских ресурсов. Можно сказать, что в этом плане нам повезло - почти все необходимое нашлось на месте. Наше управление создавалось на базе пограничных частей, которые дислоцировались как в Сахалинской области, так и на Южных Курилах.
- Ваше управление по сравнению с другими очень молодое, но, насколько известно, уже успело зарекомендовать себя как результативная структура...
- Да, наша штатная структура была окончательно укомплектована к 1 сентября 2005 года. Что же до результатов, то за прошлый год мы осмотрели более 5 тысяч судов, от 300 до 400 было задержано за различные виды нарушений. Наложено свыше 15 миллионов рублей штрафов. Мы изъяли и выпустили в среду обитания свыше 500 тонн живого краба. Задержали два судна на промысле лососевых, изъяли около 60 тонн нерки, а это у нас самая дорогостоящая рыба. Среди задержанных такие суда, как "Лиман", где было обнаружено 125 тонн незаконно выловленной креветки, "Механик Сапрунов" - около 10 тонн морского ежа, "Топаз", на котором обнаружено около 100 тонн крабовой продукции, "Сапфир" - там на борту тоже было около 100 тонн краба. В этом году по решению суда у браконьеров конфисковано три судна. Еще по нескольким судам ожидаем решение о конфискации. Как видите, мы можем вполне эффективно защищать экономические интересы государства на море.
- Считаете ли вы сегодняшние возможности службы достаточными для борьбы с браконьерством? И что необходимо для улучшения показателей?
- Создание эффективной структуры береговой охраны предполагает наличие современных корабельно-катерных составов, способных работать как в пределах территориальных вод, так и в исключительной экономической зоне, нести на своем борту летательные аппараты. Необходимо увеличение автономности этих кораблей, их скоростных возможностей и возможностей средств обнаружения до уровней, превышающих возможности браконьеров. Более 40 процентов пограничных кораблей, катеров, патрульных судов требуют замены или модернизации. Другая проблема - многие корабли хоть и не устарели, но по техническим данным не подходят для службы на границе. Условно говоря, они слишком велики, дороги в эксплуатации, но недостаточно маневренны.
- Как решается проблема взаимодействия морских и береговых служб?
- У нас создан координационный центр, который отслеживает всю промысловую обстановку, получая информацию через Камчатский центр связи и мониторинга. Пока, к сожалению, эта система не дает стопроцентно точной картины. Браконьеры имеют возможность вносить погрешности в работу системы и скрывать свое местонахождение, отключая технические средства контроля на своем судне. Поэтому нам необходимо средство, которое бы позволяло получать дополнительную информацию, и тогда путем наложения ее на данные мониторинга мы сможем более четко контролировать работу и перемещение всех плавсредств в любой момент. Сейчас идут разработки по созданию таких станций, которые будут устанавливаться в наиболее выгодных местах на побережье и контролировать все морское пограничное пространство. Но уже сегодня можно сказать, что безопасность морских рубежей России - сложная, но решаемая задача.