ТАРЗАН, ВЕРНИ ДЕНЬГИ

Причиной нововведения стало достигшее в последние полтора десятилетия критических размеров

Причиной нововведения стало достигшее в последние полтора десятилетия критических размеров бегство лейтенантов из армии. Пик досрочных отставок пришелся на 1998 год, когда "сделали ручкой" военному ведомству 65 тысяч молодых офицеров (численность вооруженных сил немаленькой европейской страны). К тому же каждый третий курсант не захотел прикрепить звездочки к погонам. То есть треть училищ, военных институтов и академий работали и в немалой степени продолжают работать вхолостую. Люди уходили и уходят, потому что не видят для себя профессиональных перспектив на военной службе, обречены жить впроголодь, в унизительных бытовых условиях.
А кроме того, стремительно ужимавшаяся армия в общем-то и не могла в 1990-е вобрать в себя такое количество выпускников, которые поступали еще в советские годы. Нередко бывали случаи, когда исполненный радужных надежд "лейтеха" прибывал к первому в жизни месту службы и неожиданно узнавал: а воинской части, куда его распределили, больше не существует в природе. Пока он ехал, она попала под сокращение. Кадровики пожимали плечами: мол, устраивайтесь, кто как может. Сами узнавайте, где есть хоть какие-нибудь вакансии. Или пишите рапорта на увольнение, которые отцы-командиры подмахивали не глядя, так как с радостью и сами ушли бы в запас, да до пенсии осталось несколько лет.
Устраивались новоиспеченные строевые командиры и инженеры, на обучение которых затратили огромные средства, действительно кто как мог, иногда совершая невероятные жизненные кульбиты. Самый яркий пример - выпускник элитной академии имени Можайского старший лейтенант Космических войск Сергей Глушко, в одночасье превратившийся из скромного, коротко подстриженного военного инженера с Плесецкого космодрома в патлатого и неистового стриптизера Тарзана - того самого мужа известной эстрадной звезды Наташи Королевой.
Минобороны, надо отдать ему должное, предприняло титанические усилия, чтобы восстановить престиж военного образования. Вместе с военной специальностью выпускники теперь получают и гражданскую. С ними заключается контракт, дающий право увольняться через пять лет после окончания вуза. Появились и реальные стимулы, чтобы продлевать службу все дальше и дальше. Например, с 2005 года в войсках введена ипотечно-накопительная система, гарантирующая, что ко времени выхода на пенсию каждый офицер получит в собственность приличную квартиру.
Тем не менее из армии как уходили досрочно, так и уходят, хотя и в масштабах поменьше, чем прежде. Как сказал генерал Панков, по сравнению с концом 1990-х годов количество лейтенантов, досрочно расторгших контракты, уменьшилось сейчас в четыре раза. Процент отчислений из военных училищ снизился до 15 процентов. Но, если вдуматься, все равно выходят сокрушительные цифры потерь для оборонного бюджета. К примеру, обучение одного военного летчика обходится государству в 7 миллионов рублей. Офицера ПВО - в 2,3 миллиона рублей, командира мотострелкового взвода - в 400 тысяч рублей. Если и сегодня каждый шестой из них не добирается до лейтенантских звездочек, без калькулятора потери и не сосчитать. А что? Очень выгодное дельце получается. В гражданский вуз на бюджетные места престижных факультетов поступить в наше время очень проблематично, а в военном институте такую же специальность дают бесплатно. Солдатская служба, от которой большинство нынешних молодых людей бежит, как черт от ладана, тоже не грозит. Однако если офицерская карьера тебя не очень привлекает, после выпуска вместо покупки билетов в дальний гарнизон делаешь военному ведомству ручкой. И никто не в силах остановить.
Вот и получилось, что Минобороны стало поставщиком высококвалифицированных кадров для различных фирм и компаний, не имеющим к силовым ведомствам никакого отношения. Тогда и родилась идея: хочешь уйти из армии - плати за время, проведенное в военном вузе. Правительство по инициативе Минобороны утвердило специальную формулу, по которой исчисляется размер подлежащих возмещению средств, затраченных на военную подготовку. Все поступающие в этом году в учебные заведения Мин-обороны подпишут контракт, в котором будет оговорено это условие.
Все бы хорошо и разумно, только непонятно, как будут штрафовать "досрочников" на практике? В главном управлении кадров Минобороны "Труду" сказали, что механизм изъятия денег пока не проработан. Лучше, конечно, если деньги беглецы выложат сразу, но такое предположить трудно. Откуда у курсанта или лейтенанта от 300 до 700 тысяч рублей? Выходит, вычеты будут производиться по суду, по исполнительному листу, как с алиментщиков. Но здесь возникает множество вопросов. А если отставной лейтенант будет официально числиться безработным? Или уедет за границу?