Баренцево море почернело от горя

На нашем Военно-морском флоте очередная трагедия: на подводном атомоходе случился пожар

На нашем Военно-морском флоте очередная трагедия: на подводном атомоходе случился пожар. В борьбе за живучесть корабля погибла большая часть экипажа – 14 офицеров, среди которых оказались семь капитанов 1-го ранга и двое Героев России. Таких потерь командного состава подводный флот не знал со времен трагедии «Курска».

В отличие от «Курска», на этот раз корабль удалось спасти – и министр обороны Сергей Шойгу на этом обстоятельстве сделал особый акцент в докладе президенту. Состав экипажа и сам глубоководный аппарат, который называют «научно-исследовательским», породили массу версий о секретной миссии морских учений. Как и следовало ожидать, самое прозаичное объяснение по этому поводу дало Минобороны: «проведение биометрических измерений морского дна». Хотя фарватер на выходе из Кольского залива, где базируется Северный флот, еще с советских времен изучен досконально.

Официальная, «мирная» версия не продержалась и дня. Страницы газет и блогосферу наполнили слухи. В среду пресса стала цитировать местных браконьеров, видевших аварийное всплытие боевой атомной подводной лодки. Такие лодки служат «маткой» глубоководных аппаратов и обычно сопровождают их при выполнении секретных миссий. Следом «информированные источники» заговорили о том, что пожар случился на борту суперсекретной титановой АС-31, известной под прозвищем «Лошарик», которая участвовала в испытаниях нового оружия. Позже эту версию отчасти подтвердили военные, особо отметив, что на глубоководном аппарате не могло быть ни торпед, ни крылатых ракет.

В списке жертв трагедии, обнародованном Минобороны, только старшие офицеры. Это капитаны 1-го ранга Денис Долонский, Андрей Воскресенский, Николай Филин, Владимир Абанкин, Константин Иванов, Денис Опарин и Константин Сомов.

Также при пожаре погибли три капитана 2-го ранга: Александр Авдонин, Дмитрий Соловьев и Сергей Данильченко, три капитана 3-го ранга: Виктор Кузьмин, Владимир Сухиничев и Михаил Дубков, и еще подполковник медицинской службы Александр Васильев. Пятерым удалось выжить, но их имена не разглашаются.

«Моряки-подводники действовали геройски, – заявил Сергей Шойгу. – Из отсека, охваченного огнем, в первую очередь эвакуировали гражданского представителя промышленности и задраили за ним люк».

В героизме подводников сомнений нет. Люди пожертвовали жизнью, чтобы спасти корабль и не допустить более страшной катастрофы, поскольку на борту имеется ядерная энергетическая установка. А вот в озвученную министром версию про возгорание кабеля, пожар в аккумуляторном отсеке и отравление экипажа продуктами горения верится с трудом.

Эксперты задаются вопросом: если у подводников было время спасать гражданского специалиста, то почему не воспользовались средствами индивидуальной защиты, которые должны быть у каждого под рукой? И если успели погасить пожар и, вероятно, заглушить реактор, то почему не спаслись сами?..

Вопросов много, но, боюсь, ответы вряд ли узнаем. Спустя пять дней тайна гибели подлодки и элитного экипажа по-прежнему покрыта мраком. А пресс-секретарь президента Дмитрий Песков недвусмысленно заявил, что детали случившегося не будут обнародованы, так как «информация относится к категории абсолютно секретных данных». Хотя ведь не о военных секретах речь – они были и всегда будут. Речь о возможных ошибках или элементарной халатности. Без выяснения всех обстоятельств трагедии будут снова и снова повторяться.

Что известно про АС-31? Это достаточно новый российский атомоход специального назначения, который был спущен на воду в Северодвинске в конце 90-х. Согласно официальной российской военно-морской классификации – атомная глубоководная станция. По сути, самая неуязвимая подлодка на всем флоте, поскольку в состоянии, как утверждают, погружаться на немыслимую глубину – до шести километров. Где ни одно из существующих в мире средств поражения достать ее не в силах.

«Лошарик» не несет оружия, зато оснащен манипулятором, ковшом с телекамерой, системой очистки породы, а также гидростатической трубкой. Именно этот внешне безобидный набор инструментов вызывает большие опасения на Западе. Так как, считают наши «заклятые друзья», с его помощью легко обнаруживать в океане и обрывать подводные кабели связи и управления. А без надежной связи любая современная война просто невозможна.

Логично предположить, что другим важным назначением «Лошарика» является скрытный съем секретной информации с интересующих разведку оптоволоконных подводных кабелей зарубежных государств. The Barents Observer дополняет, что АС-31 может «транспортировать небольшие устройства для военных целей, предназначенные для размещения на морском дне».

«Такие устройства могут быть использованы для отвлечения внимания иностранных подводных лодок, когда российские субмарины покидают Кольский полуостров и уходят в Северную Атлантику. Другие подслушивающие устройства могут обнаруживать звуки, производимые кораблями», – пишет норвежское издание.

Какова российская технология такой работы, естественно, неизвестно. Зато не секрет, как именно это делают американцы. Они тоже располагают субмаринами специального назначения для тайной «прослушки» проложенных в Мировом океане кабелей. Самая современная из них – USS Jimmy Carter (SSN¬23), а на ее борту имеется специальная компактная автономная мини-субмарина (Advanced SEAL Delivery System (ASDS).

Отделившись от «Джимми Картера», штатовская ASDS ложится на дно рядом с линией связи условного противника и прослушивает информацию. Словом, такая глубоководная разведка технологически очень сложна. Но за океаном считают, что овчинка стоит выделки.

Остается добавить, что глубоководные аппараты числятся в подразделении Минобороны ГУГИ – Главном управлении глубоководных исследований. То есть структура военная и сугубо секретная. Но как минимум однажды «Лошарику» довелось заниматься и вполне мирными делами. В конце сентября 2012-го станция приняла участие в исследовательской экспедиции под названием «Арктика-012», по результатам которой в комиссию ООН по морскому праву Россия подала заявку на расширение подконтрольной нашей стране арктической зоны. В экспедиции приняли участие два ледокола: «Диксон» и «Капитан Драницын». Глубоководная станция тогда занималась сбором образцов породы и грунта на глубине 2,5–3 километра на протяжении трех недель.

Было

Пожары на наших атомных подводных лодках, увы, не редкость. Один из них на Северном флоте произошел 35 лет назад. Речь идет о тяжелом происшествии на АПЛ К-131 в Норвежском море, случившемся 18 июня 1984 года. Корабль, которым командовал капитан 1-го ранга Селиванов, возвращался на базу после двухмесячной боевой службы, когда в одном из отсеков вспыхнул пожар. Умелые действия моряков, сумевших вовремя подать в восьмой отсек огнегаситель со станции ЛОХ, позволили спасти лодку и экипаж из 117 человек. Но 13 подводников все же погибли.

Как ни странно, причину того пожара установить так и не удалось. Изначально комиссия предполагала, что всему виной оказалось повышенное содержание кислорода внутри субмарины. Но приборы этого не подтвердили. В результате К-131 на Северном флоте прослужила еще 10 лет.