Все более накладной для немецкого курильщика становится привычная сигарета за утренним кофе или вечером у телевизора. По данным табачной отрасли, причиной подорожания сигарет в Германии до очередного рекордного уровня стал налог на табачные изделия. С 2002 года было осуществлено четыре этапа повышения налога, а в сентябре грядет следующий.

Сигареты наиболее популярной в Германии марки "Марлборо" американского концерна "Филипп Моррис" дорожают на 6,2 проц - до 22,35 цента за штуку. С 20 до 21,18 цента возрастает цена сигареты марки "Вест" концерна "Реемтсма" - дочерней фирмы британской "Империал тобакко". Аналогичная тенденция отличает продукцию "Бритиш америкэн тобакко" /БАТ/.

Для того, чтобы несколько "подсластить" горькую пилюлю, производители сигарет идут проторенной дорожкой: сигарет в пачке становится все меньше. Если раньше стандартная пачка содержала 20 сигарет, то сегодня - 19. За счет этого создается иллюзия снижения цен. Так, пачка "Вест" "подешевеет" на десять центов - до 3,60 евро, "Марлборо" - с 4 до 3,80 евро.

Согласно оценке концерна БАТ, после ввода налога на табачные изделия спрос на фирменные сигареты в Германии устойчиво снижается. Если в 1999-2001 годах немцы покупали и выкуривали ежегодно более 140 млрд сигарет, то в 2004 году реализация снизилась до 113,6 млрд. В текущем году ожидается снижение до 100 млрд сигарет. Вместе с тем не была достигнута главная цель "табачного налога": увеличение поступлений в федеральный бюджет. Средства от налога правительство ФРГ планировало направлять на борьбу против терроризма и нужды здравоохранения. В прошлом году поступления от налогов и акцизов на эту продукцию снизились с 14,1 до 13,6 млрд евро.

По данным обществ по защите прав потребителей, за последние 15 лет цена сигарет возросла более чем вдвое. Это вынуждает курильщиков искать пути снижения расходов. Многие отказываются от привычных сигарет и переходят на более дешевые сорта или самокрутки. Другие легально ввозят сигареты из соседних стран, где они дешевле - по два блока на человека за одну поездку. Третьи предпочитают покупать контрабандную продукцию из-под полы на многочисленных "блошиных рынках".