10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПРЕДЫНФАРКТНОЕ СОСТОЯНИЕ

Сухая Светлана
Опубликовано 01:01 04 Августа 2005г.
В сентябре будет утверждаться очередной бюджет страны, причем впервые - на целых три года. Работа над этим документом, в значительной мере определяющим судьбу каждого из нас, идет именно сейчас. Еще есть время что-то анализировать и корректировать, исправлять прошлые ошибки.

В июле в Госдуме состоялось заседание Комитета по охране здоровья, рассматривавшего проект бюджета. Выводы - максимально жесткие. В итоговом документе отмечается, что основные показатели исключают здравоохранение из приоритетов бюджетной политики и не соответствуют положениям Послания президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года.
Председатель комитета Татьяна Яковлева прокомментировала это так: "Мы знаем, что все последние годы в России растут и заболеваемость, и смертность, особенно смертность людей в трудоспособном возрасте. Казалось бы, необходимо увеличивать бюджетные ассигнования на здравоохранение. Происходит обратное: средств выделяется все меньше, хотя деньги в стране есть, поступления в Стабилизационный фонд растут. Понять эту логику просто невозможно. Правительство озабочено прежде всего возвратом внешних долгов. Но ведь давно известно, что для экономики страны нет ничего выгоднее, чем вложения в здоровье нации. Надо учитывать еще и то, что федеральный бюджет - это своеобразный ориентир для властей на местах. Если правительство так относится к медицине, то не приходится ждать ничего иного и от руководителей регионов".
Заместитель председателя комитета Николай Герасименко сформулировал то же самое более лаконично: "Судя по этому бюджету, мы просто обречены".
Возможно, депутаты слишком мрачно оценивают ситуацию? Думаю, они всего лишь пытались быть честными. За прошедшие месяцы было много сказано о реформах, которые необходимы здравоохранению. Да, его система во многом устарела. Но горькая истина в том, что никакие организационные или структурные перемены ничего не дадут по сути, если здравоохранение не получит значительных дополнительных средств. Бессмысленно вечно перекраивать все тот же "тришкин кафтан" бюджета, к тому же подверженный "усадке" из-за инфляции. Так же, как призывать врачей вернуться в нищие сельские больницы на все ту же зарплату. "Мы ведь ездим по регионам, - с горечью говорит Николай Герасименко. - Когда встречаешься с врачами, видишь перед собой немолодых усталых людей. Средний возраст участковых (и педиатров, и "взрослых" терапевтов) - за 50, даже за 60 лет. Никто не хочет идти в здравоохранение. Читаешь проект - и не проходит чувство ирреальности. Ну нельзя кормить людей в больницах на 50 - 60 рублей! У врачей уже просто отчаяние, ведь они понимают, что деньги в стране есть".
Совсем резко высказался и обычно весьма осторожный в оценках заместитель министра здравоохранения и социального развития Владимир Стародубов. Реформа "стоит на месте с 1993 года, внутренние резервы нашей медицинской системы исчерпаны, - заявил он на заседании думской фракции "Единой России". - По уровню развития здравоохранения Россия находится на одном из последних мест в мире". Владимир Стародубов уточняет: для проведения эффективной реформы расходы государства в этой сфере должны быть увеличены на 30 процентов.
Запомним эту цифру: 30 процентов. И теперь вернемся к проекту нового бюджета. Вот что сказал депутат Борис Кибирев:
- Когда я читал проект, у меня волосы дыбом встали... Тут нет никакой гражданской ответственности перед теми людьми, которых наша медицина лечит... Я не буду говорить о политике. Я буду говорить об арифметике. Вот таблица, и в ней две строчки. Первая - расходная часть федерального бюджета. Вторая - финансирование здравоохранения. Так вот, если взять расходную часть федерального бюджета в 2008 году и соотнести ее с расходами нынешнего 2005 года, то у нас расходы вырастают на 60 процентов. Слава Богу. А как на этом фоне выглядит система здравоохранения? Сегодня у нас 72 миллиарда 300 миллионов. В следующем году по проекту на 71,4 меньше, чем в этом году. В 2007 году - 72, опять меньше. Лишь в 2008 году - 73 миллиарда рублей против нынешних 72,3. Менее чем на один процент вырастают расходы за 4 года. Я ведь даже не говорю об инфляции, о том, сколько денег она съест... Понятно, что цифры предварительные, будут как-то меняться. Но вектор направлен на значительное снижение возможностей здравоохранения".
Итак арифметика неумолима: после всех слов о тяжелом положении здравоохранения, об униженном враче, которого в сущности вынуждают брать взятки, в бюджете запланировано не увеличение, а УМЕНЬШЕНИЕ (с учетом инфляции весьма значительное) расходов на медицину.
Волей-неволей согласишься с первым заместителем директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования Юрием Яковлевым, который, анализируя ситуацию, констатировал: "Да, такова реальная картина. То есть мы таким образом едем в никуда".
Стоит ли удивляться, что на заседании Комитета по охране здоровья многократно задавался один и тот же вопрос: а согласуются ли цифры бюджета (пусть даже предварительные) с Посланием президента Федеральному собранию? Может быть, их надо понимать как конфликт между президентом и правительством?
На всякий случай напомню, как именно звучали слова президента: "Мы постоянно возвращаемся и к вопросам состояния здравоохранения. Пути улучшения ситуации в этой сфере в настоящее время активно обсуждаются. Не предвосхищая окончательных решений, уверен, что нам нужно прежде всего обеспечить доступность и высокое качество медицинской помощи, возродить профилактику заболеваний как традицию российской медицинской школы".
Ни доступность, ни высокое качество медицинской помощи, ни тем более профилактика заболеваний невозможны без соответствующих затрат. Проект бюджета запланировал эту невозможность.
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Леонид РОШАЛЬ, член Совета при президенте РФ по содействию развитию гражданского общества и правам человека:
- Ситуация близка к катастрофе. Назову два только факта: по данным Счетной палаты, 80 процентов оборудования в больницах по всей стране или испорченное, или устаревшее, а в амбулаторно-поликлинической сети (в детских и взрослых поликлинниках, на селе) не хватает примерно 30 - 40 процентов персонала. Потому что зарплата низкая, никто (и не только из молодых специалистов) не хочет идти туда работать. Повторяю: положение ужасное. Должен констатировать, что повторные совещания в Ново-Огареве в присутствии президента, Г.Грефа, А.Кудрина, М.Зурабова с обсуждением проблем здравоохранения ни к чему не привели. Минэкономразвития и Минфинансов игнорируют мнение президента. Это уже серьезно. Финансирование здравоохранения должно быть увеличено не на 30 процентов, а в два раза, чтобы достигнуть среднего мирового уровня. И деньги эти в целом небольшие. Говорю вполне официально: широковещательное заявление А.Кудрина о том, что бюджет прежде всего будет направлен на улучшение социальной сферы, а следовательно, и здравоохранения - это ложь. Очень надеюсь на Думу, на Совет Федерации, на разумную часть правительства и президентскую администрацию, на то, что бюджет будет переработан действительно с акцентом на улучшение социальной сферы".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников