07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ?

Юрий БОГОМОЛОВ, телевизионный критик:
В тени скандала, предшествовавшего показу

Юрий БОГОМОЛОВ, телевизионный критик:
В тени скандала, предшествовавшего показу документальной картины В.Манского "Владимир Высоцкий. Смерть поэта" и споров о самом фильме осталась "Загадочная жизнь Николая Островского" ("Россия").
Случайное соседство в эфире двух мифов дает пищу для размышлений, более важных, чем набившее оскомину морализирование на предмет уважения к памяти художника.
Уважение не в том, чтобы закрывать глаза на ту боль, что преследовала человека и в конце концов убила его, а в том, чтобы глубже понять, острее прочувствовать трагедию, с которой он ушел из жизни.
Кажется: где Островский и где Высоцкий? Первый стоял на страже советских порядков; второй, будучи бунтарем-одиночкой, их размывал. Но каждый из них сошелся один на один со смертельной болезнью.
Островский бился со Смертью из последних сил.
Высоцкий бился с нею и торопил ее. И тоже из последних сил.
С памятника Островского чуть соскребли мифологическую шпаклевку, и обнаружился живой человек. Что же касается Высоцкого, то те, кто чувствует его, могли бы заметить, что наркозависимость поэта была не столько медицинским фактом, сколько зловещим Роком. Как чахотка Виолетты в "Травиате". Так понял это я как зритель документальной ленты Манского.
При жизни Высоцкий исполнил роль Дон Гуана, склонного играть со смертью, как сегодня бы выразились, в "русскую рулетку". Теперь бы ему подошла роль Командора, Каменного гостя, с его громкой поступью и тяжелой дланью.
Александр БРАГИНСКИЙ, кинокритик:
- На минувшей неделе меня заинтересовали три передачи, посвященные очень разным, но, несомненно, крупным личностям в истории СССР.
Первые две были показаны на "России". Одна называлась "Загадочная жизнь Николая Островского", создатели которой решили разобраться в некоторых "загадках" в биографии автора романа "Как закалялась сталь". При этом они действительно выяснили любопытные вещи о происхождении писателя: оказалось, что он из зажиточной семьи, а не из пролетариев, как всегда было принято считать. Все документы о его болезни были уничтожены: чтобы для современников и потомков "проходила" легенда о последствиях травмы, полученной во время гражданской войны, а не о "болезни Бехтерева", которая тоже приводит к параличу и утрате зрения. Слава Богу, авторы не оспаривают при этом достоинства книг Островского и мужества, с которым он переносил болезнь. Мне только непонятно - для чего нужно было такое расследование? Я смотрел эту работу режиссера В.Голикова не без интереса, но и не без огорчения, ибо он мог вполне обойтись без некоторых подробностей, которые скрывал сам Островский.
Другая передача называлась "Тайна семейной жизни педагога Макаренко". К ней у меня те же претензии принципиального характера. Не могу, впрочем, не отметить интересные интервью родных, подробности личной жизни, к которым у нас проявляется сегодня такой, на мой взгляд, нездоровый интерес. Но все это, к счастью, не заслоняет масштаба личности человека. Увы, сегодня редко вспоминают его главную книгу "Педагогическая поэма", хотя разгул беспризорности в наши дни приближается по уровню к 20-м годам прошлого века. В работе режиссера Г.Огурной много кадров из фильма, снятого по этой книге на Киевской студии в 1955 году с В.Емельяновым в главной роли.
Третья передача была на канале "Культура" и посвящена прекрасному артисту и человеку Павлу Петровичу Кадочникову, которому на минувшей неделе исполнилось бы 90 лет. Документальный фильм режиссера Н.Урвачевой "Герой советского народа", в котором говорят внучка и правнук, а также люди, знавшие и любившие П.П., успешно передает ощущение неординарности артиста, порядочности человека и скромности, присущей только истинному таланту.
Савва ЯМЩИКОВ, художник-реставратор:
- Программу, а так и хочется ее по доброй старой памяти назвать передачей, "Жди меня" ( Первый канал) я стараюсь смотреть регулярно. Авторы, сохранив лучшие традиции доперестроечного телевидения, сделали ее актуальным, а, главное, гуманным действом среди безжалостного нашего повседневья. Если бы продвинутые, отсвечивающие на зарубежных книжных салонах и ярмарках писатели не старались "купаться" в чернухе и обижать людей, которых они препарируют на страницах сочинений-времянок, - сколько захватывающих сюжетов, судеб и счастливо сбывшихся надежд могли бы они почерпнуть в передачах "Жди меня". Ну да Бог с ними, бумагомараками. Как говорил вождь-тиран, "других писателей у меня нет"...
Я понимаю, что непростую, требующую умения и любви передачу делает коллектив единомышленников. За это им низкий поклон и благодарность. Но так же, как в свое время подобные проекты держались на одаренных профессионалах класса Валентины Леонтьевой или Сергея Смирнова, восхищавших зрителей, заглавное место в "Жди меня" отведено Игорю Кваше. По-моему, опытный и немало поработавший в театре и кино актер нашел главную роль в своей жизни. Его артистический опыт удачно сочетается с добротой и трогательным отношением к судьбе каждого человека, которому он сотоварищи помогают или пытаются помочь. Жаль, что Кваша много сил отдал в свое время на исполнение ролей всяких Марксов (да и талантливейшему Андрею Миронову, сыгравшему в паре с ним Энгельса, затея эта нужна была, как козе баян), Свердловых и прочих персонажей "ленинописца" Шатрова, нашедшего нынче себя, кажется, в бизнесе. Нашему отнюдь не благополучному телевидению повезло с Квашой, взявшимся за нелегкое, но благородное дело. Удачен выбор на роль его ассистентки Марии Шукшиной. Как бы порадовался ее талантливый и человеколюбивый отец, увидев дочь за близким ему делом.
Простой, незатейливой выглядит режиссура волнующего зрителя действа. Но простота эта кажущаяся. Попробовало НТВ с гламурной ведущей Бордовских сделать ремейк "Жди меня", а вышло скучно и примитивно. Точь-в-точь, как в пословице: куда конь с копытом, туда и рак с клешней.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников