ЧЕРНОГО "МЕРИНА" ОТМОЮТ ДОБЕЛА

В ближайшее время высшая судебная инстанция России выпустит определение, которым закрепит имущественные права "добросовестных приобретателей" автомобилей с сомнительным прошлым. Машины, ввезенные в Россию в обход таможенного законодательства, а возможно, и краденые, но зарегистрированные в ГИБДД, станут легальными.

Поводом для такого решения послужило рассмотрение Конституционным судом заявления нижегородца Владимира Кириллова, которого милиция попыталась лишить купленного по доверенности "у незнакомого лица" автомобиля "Ниссан-Патрол". Претензии к машине появились не четыре года назад, когда новый владелец ставил в ГИБДД на учет приобретенную иномарку, а гораздо позже, когда он решил ее продать. И вот тут, при вполне рутинной проверке паспорта транспортного средства, выяснилось, что документ "липовый": выдан на другой автомобиль ("Москвич-21412"), подчищен и т.д., и т.п. Дополнительная проверка показала, что и с таможенной очисткой у "Ниссана" не все в порядке. В итоге на самого Кириллова не завели уголовное дело лишь потому, что он после покупки авто сам честно поставил его на учет. В материалах дела пришлось записать, что "сложившаяся ситуация возникла из-за халатности сотрудников органов ГИБДД". Тем не менее регистрацию иномарки отменили, ПТС изъяли. Отобрали бы и сам автомобиль, если бы знали, кому возвращать.
Рассматривая заявление Кириллова, судьи КС не стали выяснять обстоятельства покупки злополучного "Ниссана" и уточнять, проявил ли автовладелец "необходимую для получения соответствующих сведений степень заботливости и осмотрительности". Свое решение они основывали на другом: признавать ответственными и наказывать нужно лиц, "на которых непосредственно возложена обязанность по прохождению таможенного оформления товаров и транспортных средств, включая уплату таможенных платежей". А следующий покупатель не обязан знать всю историю своего приобретения, и препятствием для владения автомобилем это быть не может.
Точная формулировка решения КС еще не обнародована, судьи "шлифуют" документ. Но волнение в автомобильных и правоохранительных кругах это событие вызвало немалое. По сути дела, меняется сама система взаимоотношений ГИБДД с автовладельцами "сомнительных" машин. Отменяется старый принцип: "незаконное - отдай!", а что на его место?
Функционеры правоохранительной системы предупреждают: решение КС спровоцирует рост числа нарушений таможенного законодательства и даже автомобильных краж, ибо реализовать товар "добросовестному приобретателю" станет легче. "В 1997-1999 годах, когда я руководил бюро Интерпола в России, - вспоминает советник председателя Конституционного суда РФ Владимир Овчинский, - у нас была волна розысков угнанных в Европе машин. И мы были вынуждены воевать с судебными приставами, которые горой стояли за добросовестных приобретателей краденых машин..."
По некоторым оценкам, в нашей стране насчитывается около 1,5 млн. ворованных иномарок. Английская газета "Обсервер", в свое время расследовавшая этот "российский феномен", писала: "Российские богачи обеспечивают процветание рынка краденых автомобилей. На них ездят богатые российские бизнесмены и госчиновники, депутаты Госдумы, поп-звезды. Здесь перепродажа краденых авто - хорошо отработанный механизм, поддерживаемый сверху. Западные компании предпочитают нести убытки, нежели пытаться вернуть угнанный автомобиль..."
Но теперь возможен и другой вариант: если за легализацию незаконно ввезенного или украденного авто перестанет отвечать своим кошельком и добрым именем "добросовестный приобретатель", то правоохранительным органам волей-неволей придется искать истинных виновников. Подозреваю, что чаще всего они будут попадаться в тех же самых рядах.
Помнится, лет тридцать назад в российскую моду неожиданно вошла незатейливая песенка: "Где-то за городом, очень недорого папа купил автомобиль..." И никто почему-то не задумался: почему "где-то за городом" и к тому же "очень недорого"? Не краденой ли была та машина?