09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-4...-6°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АЛЕКСАНДРИНКА И ТЕНИ

Тень зодчего Карла Росси по Александринке уже не бродит. Она спокойно сидит в своей ложе N 14 второго яруса, с удовлетворением наблюдая, как в знаменитый театр возвращаются золотая лепнина, звездно-голубые своды ротонд, исторический орнамент настенных рисунков. Масштабная реконструкция старейшего в стране театрального здания - первая за все 174 года его существования - завершается, к удивлению многих, вполне успешно.

Это даже породило в северной столице... некоторую панику. Говорят, губернатор города Валентина Матвиенко, прослышав, что реконструкция в Александринке "проходит гладко", отменила в один из дней все свои дела и срочно отправилась туда с инспекцией. "Все, что придумал Росси, все работает" - вот главный вывод специалистов.
- А ведь современники зодчего предрекали зданию скорое обрушение, - говорит директор по научно-творческой работе театра Александр Чепуров. - Мало того, что он построил его на сильно заболоченной местности, так еще использовал металлические стропила, в то время в строительстве не применявшиеся, соорудил подвесной потолок, оборудовал уникальной для первой четверти XIX века системой вентиляции. "Если в течение 200 лет с конструкциями что-нибудь случится, можете вынуть из могилы все, что от меня останется, и повесить на этих стропилах!" - писал архитектор императору Николаю Первому. Я думаю, здание простоит еще не одно столетие. Нынешний его капитальный ремонт в очередной раз подтвердил гениальность русского венецианца Росси.
Вместе с Александром Анатольевичем прохожу в зрительный зал. Нумерация мест не менялась в нем с момента сдачи театра "под ключ" в 1832 году. Все театралы знают, что ложу N 3 в 1-м ярусе покупал когда-то для сестер Гончаровых Александр Пушкин. Сам, если ходил в театр один, сидел в первом ряду партера справа от входа. Ложа N 5 того же 1-го яруса была "записана" на Тургенева. Достоевский в молодости сиживал на галерке, а став известным писателем, перебрался в 10-й ряд партера...
Весь облик зрительного зала реставраторы воссоздают по эскизам и фотографиям XIX века. Пока же он в "разобранном" виде. Нет ни кресел, ни бордюров, отделяющих сцену от партера, а партер от амфитеатра. Спущена на пол люстра. 8000 хрустальных ее подвесок рабочие вручную начищают до блеска. Эта люстра - едва ли не единственная "современная" вещь старинного театра. Ее привезли сюда из Эрмитажа в 30-х годах прошлого века. А та деревянная, что была сконструирована по эскизам самого зодчего, к сожалению, рассыпалась, просуществовав "всего" 100 лет. Она была сначала свечной на 72 рожка, затем на ней установили газовые светильники. Все тепло от них поднималось в специальное подкупольное помещение, куда убирали после спектаклей и люстру. Вот она и рассохлась.
С помощью многократного увеличения фотографий реставраторам удалось рассмотреть орнамент ткани, которой были обиты ложи. И - о чудо! - на складе театра неожиданно нашли рулон этой ткани. По образцу в Швейцарии выткали несколько рулонов. Почему не в России? Пробовали. Увы, не получилось. То ли подзабыли наши мастера секреты исконно русского ткачества, то ли ткацкие станки в XIX веке были "круче".
Амфитеатр Карл Росси спроектировал ступенчатым, приподнятым над партером под таким углом, что сидевшие в нем отлично видели происходящее как на сцене, так и в императорской свитской ложе.
- Ремонт 1932 года чуть было не стал роковым для свитской ложи, - говорит Чепуров. - Ее еще называют царской. Император мог посещать ее только в сопровождении свиты. Двуглавого орла заменили тогда лирой. А в арке сделали бетонную панель, соорудив нечто вроде балкончика и установив на нем 4 кинопроекционных аппарата. Все театры СССР кинофицировали в те годы по специальному распоряжению правительства. По счастью, рабочие не стали разбирать декор купола ложи, только зашили его щитами, сохранив таким образом потолок с золотой лепниной, что позволило сейчас с минимальными затратами восстановить исторический облик ложи.
Из этой ложи великолепный вид открывается на сцену - самую большую для старинных театров Европы. Ее ширина 14 метров, глубина - 30. Из 900 млн. бюджетных рублей, выделенных на реконструкцию старейшего отечественного театра, которая, в свою очередь, приурочена к 250-летию государственности русского театра, едва ли не треть ушла на реставрацию сцены. Художественный руководитель коллектива Валерий Фокин лично следил за тем, чтобы все сделали, с одной стороны, "как было у Росси", с другой - с учетом современных технических достижений.
О москвиче Фокине, возглавившем театр три года назад, в Александринке говорят: наш человек. Он за короткий срок так изучил историю здания, будто всю жизнь только им и занимался. Все оснащение сцены выполнено с учетом его пожеланий.
Хожу по театру, заполненному весь этот год не артистами, а рабочими, инженерами, электриками - их трудится тут ежедневно до 500 человек. Слушаю "музыку" молотков и дрели. Всматриваюсь в золоченую лепнину и оригинальный рисунок дубового паркета, восстановленный по фрагменту, сохранившемуся в ротонде императрицы Александры Федоровны. И не устаю удивляться. Всего 14 месяцев прошло с начала реставрации. Средств на нее выделено впритык. От помощи меценатов, зарубежных благотворительных фирм наше Министерство культуры решительно отказалось. Мол, на императорские, то есть государственные, деньги театр строился, на них же и приведем его в порядок. И при всем при этом обходится как-то без скандалов, склок, слухов.
- Это Росси нам помогает, - уверен Александр Чепуров.
К СЛОВУ
Александринский театр был построен в рекордно короткие для первой четверти XIX века сроки: всего за 4 года (1828-1832 гг.). Император Николай I называл его "мой театр". Имя ему он дал в честь своей жены Александры Федоровны, принимавшей участие в разработке дизайна лож и ротонд.
Здание театра возведено на одном из самых топких мест центральной части северной столицы. В это болото по проекту Росси вбили 5000 дубовых свай. В воде дуб крепчает, становится прочнее камня. Вокруг свай соорудили дренажные колодцы. С их помощью регулируется уровень грунтовых вод. В прежние годы было немало желающих сделать "современную гидроизоляцию", "осушить подвалы". И сегодня некоторые эксперты считают, что зодчий ошибся в расчетах, театр стоит чудом. Но он будет стоять, пока сохраняется классическая система водоотвода, просчитанный архитектором гидробаланс.
В Александринке уникальная акустика, которой завидуют многие современные оперные театры. Секрет ее в дереве, которым обиты барьеры и потолки лож, ярусов, перегородки между ярусами. Это сосна времен Росси. Она была хорошо высушена и очень ровно уложена. Адаптировавшись к залу, дерево "сжилось" с ним и отлично резонирует.
С окончанием реставрации Александринка станет музеем. По вечерам в ней будут давать представления, а днем за отдельную плату можно будет прийти сюда на экскурсию. Экскурсантов проведут по всему зданию, расскажут историю здания, труппы.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников