ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОТ ДЖЕЙМСА БОНДА

Вчера в аэропорту Домодедово завершился международный авиасалон "Деловая авиация и авиация общего назначения России-2008". Хитами выставки стали Ту-134 в бизнес-комплектации, британский Howker-125-300 и американская Ceccna-182.

На примере представленных машин было видно, что VIP-авиация развивается по двум направлениями. Это обычные пассажирские воздушные суда, но в эксклюзивном варианте и самолеты, изначально спроектированные под бизнес-авиацию.
Показанная на авиасалоне "тушка" была переделана из военного Ту-134 УБЛ, на котором когда-то учили летать пилотов бомбардировщиков. Оболочка осталась старая, зато начинка совершенно другая. Салон Ту-134 в VIP-комплектации рассчитан на 20-40 человек.
- Машина надежная и экономичная, хорошо себя окупает, - рассказал "Труду" владелец самолета, генеральный директор компании "Капитал Авиа Инвест" Эдуард Туманов. - Однажды на нашем самолете летал Анатолий Чубайс, когда возглавлял РАО "ЕЭС". Он сначала удивился, что ему подали такой с виду простенький самолет, а после полета сказал своим менеджерам: "А почему у нас такого нет?"
По словам Туманова, покупать иностранные бизнес-самолеты невыгодно. Так, новая туполевская модель Ту-334 (идет на смену Ту-134) стоит 5 млн. долларов, а аналогичный канадский Bombardie - 60 млн. При этом уровень сервиса одинаковый.
О некоторых особенностях полетов рассказали стюардессы: "VIP-чартеры часто заказывают нефтяники и газовики из Сибири. Самый популярный маршрут - Новый Уренгой - Анапа. Публика специфическая, пьют в полете беспрерывно. За три-четыре рейса эти ребята полностью убивают салон, который может стоить столько же, сколько сам самолет". В итоге операторы бизнес-авиации вынуждены были завести черные списки таких пассажиров.
Представленный на салоне британский Howker относится к самому массовому классу VIP-самолетов, которые берут на борт до десятка пассажиров. В России такие модели не производятся, но их можно купить. Так, выставленный Howker стоил 75 млн. рублей. По мнению инженера самолета Максима Лупатова, покупатели найдутся: Howker широко разрекламирован в фильмах о Джеймсе Бонде.
Но еще большей рекламы удостоилась малютка Сессna: точно на такой же, какая была представлена в Домодедово, в 1987 году сел на Красной площади немецкий авиа-хулиган Матиас Руст. Cеccna вмещает четырех человек, летает на дальность 1700 км. Цена - 12 млн. рублей. Владелец самолета сам же им обычно и управляет. Только сначала нужно пройти обучение - 100 часов теории и 42 часа практики. В России маленькие самолеты покупают не для деловых перелетов, а "для адреналина".
Но основное предназначение бизнес-авиации - экономить время: глянул на часы, вышел из офиса, взбежал по трапу - и вот ты уже на другом конце света.
- У нас пока так не получается, - сказал "Труду" президент Национальной ассоциации деловой авиации России Владимир Лебедев. - Специальных терминалов мало, аэропорты обслуживают бизнес-авиацию в очередь, без преимуществ перед обычными линейными самолетами, выполняющими регулярные рейсы. Разрешение на взлет надо ждать иногда сутки.