Главная Культура 00:08 04 Августа 2017 5915
«Я не ходил у Сокурова в любимчиках»

Лауреат Каннского фестиваля Кантемир Балагов хочет говорить о войне на языке Платонова

Леонид Павлючик

Фильм «Теснота» 26-летнего режиссера из Нальчика Кантемира Балагова, которому посчастливилось учиться на курсе у Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете, стал одной из сенсаций Каннского фестиваля. Картина, рассказывающая о любви, семье, вере, взаимоотношениях отцов и детей на фоне острого межнационального конфликта в Нальчике на исходе 90-х годов, завоевала приз ФИПРЕССИ. Потом посыпались фестивальные награды на родине. Вчера фильм вышел в прокат. Обозреватель «Труда» встретился с режиссером после пресс-показа в кинотеатре «Пионер». Захотелось поговорить не столько о фильме (его обязательно надо смотреть), сколько о самом авторе.

– Кантемир, после успеха в Канне вы стали у себя на родине знаменитостью?

– Я давно не был в Нальчике. Приеду туда на несколько дней, чтобы показать фильм родителям. Никаких поздравлений, предложений от правительства Кабардино-Балкарии за это время не поступило, а землякам фильм пока только предстоит увидеть. Так что ажиотажа вокруг моей персоны не наблюдается. Каким я оттуда уезжал, таким и вернусь.

– А где вы пропадали все это время, что давно не были дома?

– Я уже полтора года живу в Санкт-Петербурге.

– Переехали поближе к своему мастеру?

– Съемки «Тесноты» проходили в Питере и его пригородах, именно там мы нашли подходящую натуру. Когда работа над фильмом только начиналась, я понял, что надо переезжать в Санкт-Петербург, чтобы подготовительный период был наиболее продуктивным. Ну, и потом, возможность чаще общаться с Сокуровым – это всегда бесценно.

– Не у каждого молодого режиссера в наставниках значится Сокуров. Чему вы у него научились?

– Всему. Скажу, возможно, громкие слова, но для меня Александр Николаевич – настоящий пример для подражания. У Сокурова огромный багаж знаний – не только в области кино, но и в вопросах истории, литературы, изобразительного искусства. И еще Александр Николаевич – человек большой души. Он проповедует в своем творчестве гуманизм, и это мне особенно близко.

Если честно, Сокуров полностью переформировал, переформатировал меня. До учебы в его мастерской я был другим человеком, куда более легковесным. Сегодня пытаюсь равняться на него. Для режиссера важно быть всесторонне образованным, широко мыслящим человеком. К сожалению, не могу пока себя таковым назвать. Мне хочется, чтобы в моих фильмах тоже была хотя бы капелька гуманизма и жила надежда. Хочется, чтобы мое кино было тактильным, что ли. Чтобы оно трогало зрителей. Чтобы у них было желание прикоснуться к фильму душой.

– Сокуров комментировал ваш фильм, когда его увидел?

– Я показал ему первую сборку. Она шла 2 часа 30 минут. Он сказал, что фильм получился, есть художественный результат, но надо сокращать, потому что картина затянута. Она и сейчас длинная («Теснота» идет около двух часов. – «Труд»), и ее можно было бы еще сократить. Но это уже моя ответственность. Я в какой-то момент устал от фильма и отказался его дальше сокращать.

– А какие-то содержательные вещи Сокуров оценивал?

– Он в это не влезал, хотел, чтобы мы проявили свою индивидуальность. Александр Николаевич приходил на собрания съемочной группы, выслушивал наши дискуссии, думаю, хорошо понимал направление нашего поиска и внутренне принимал его. Помогал в чисто профессиональных вещах: отслеживал работу художников, костюмеров, следил за кастингом, который длился три месяца. Нальчик – многонациональный город. Для меня было принципиальным, чтобы кабардинцы в фильме играли кабардинцев, евреи – евреев, русские – русских. Актеры, которые играют кабардинцев, приезжали к нам на съемки в Санкт-Петербург из Нальчика. Исполнителей на роли евреев искали через местную синагогу, еврейские общины. Словом, с миру по нитке.

– Вы были любимчиком Сокурова на курсе?

– Нет, он никого из нас не выделял. Мы все его любимые ученики. Нас было 12 человек на курсе. Вернее, 12 человек мастерскую закончили. Вначале было больше, но несколько человек отчислили.

– Все ожидали, что Сокуров наберет в Нальчике новый курс. Но этого не случилось. Где-то промелькнула информация, что он разочарован своим выпуском…

– Мне кажется, Сокуров хотел, чтобы мы остались в Нальчике. Чтобы наша мастерская существовала после окончания учебы. Чтобы мы помогали друг другу и вместе создавали кабардино-балкарское кино. Но не получилось. Кто-то уехал в Италию и Германию, кто-то в Москву, я осел в Питере. У каждого свои планы, свой путь. И потом, если бы правительство Кабардино-Балкарии хоть как-то помогло нам с первыми шагами, то думаю, многие бы там остались. Сам я намерен и впредь творчески осваивать пространство Нальчика, Северного Кавказа. Но в то же время мне не хочется быть региональным режиссером. Хочется шире, объемнее видеть мир.

– Говорят, Сокуров запрещал вам смотреть свои фильмы. Но запретный плод, как известно, сладок…

– Скажу честно, когда мне подсказали идею пойти к нему учиться, я не знал, кто такой Сокуров. Залез в компьютер, скачал его фильмы. Сразу понял, какого уровня это мастер. И какая это удача и привилегия учиться у него. Сокуров, действительно, запрещал смотреть его фильмы. Но все на курсе их посмотрели. И у каждого из нас есть любимый фильм Сокурова. Для меня это «Отец и сын».

– Кроме Сокурова, у вас есть любимые режиссеры в мировом кино?

– Я больше смотрю европейское кино. Любимых режиссеров много. Начиная от Брессона, Пазолини, Росселини, Годара и заканчивая, скажем, братьями Дарденн. Из советского кино люблю фильмы Чухрая, Хуциева, Шепитько. Это классика, ее надо знать, смотреть и на ней учиться. Среди современных российских режиссеров, помимо Сокурова, мне нравятся работы Бакура Бакурадзе. Сильное впечатление произвел на меня фильм Александра Миндазе «Милый Ханс, дорогой Петр». Из молодых мне близко то, что делает Наталья Мещанинова, – и как сценарист, и как режиссер, ее «Комбинат «Надежда» – уникальное кино.

– Я знаю, что Сокуров заставлял вас много читать…

– Да, благодаря ему мы кто в первый раз, кто заново погружались в миры Достоевского, Фолкнера, Платонова. Сегодня это мои любимые авторы. Особенно Платонов. Мечтаю экранизировать его повести. Но и боюсь. Сила Платонова не в сюжете – в слове. И в удивительных характерах. Ни у кого больше таких нет. Мне кажется, Сокурову в «Одиноком голосе человека» удалось выразить дух платоновского творчества. Мне тоже хочется попробовать передать на экране наивность, инфантильность, некоторую даже корявость платоновских героев и при этом их удивительную душевную красоту и силу. Сейчас я вынашиваю замысел нового фильма. Это не экранизация Платонова, но, надеюсь, в характерах героев будут ощутимы отголоски его гениальной прозы.

– О чем будет кино?

– О войне. Вернее, рассказ о женщине, которая пытается заново начать жить после войны. Этот замысел изначально был вдохновлен книгой Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Это честный, правдивый документальный рассказ о жизни фронтовичек, о том, с какими проблемами – бытовыми, личными, физическими и даже физиологическими, они сталкивались в окопах, а потом и в мирной жизни. Эти истории, эти исповеди меня сильно взволновали. Затем на этот стержень наслоились впечатления от платоновской прозы, возник такой странный, но, как мне кажется, органичный сплав.

Мы с драматургом Катей Мавроматис написали расширенную заявку, поэпизодный план. Но пока не могу уделить должное время работе над сценарием. Я с головой погрузился в исследовательскую работу – в военную хронику, мемуары, документы. Хочу понять: могу ли сказать о войне что-то новое, свое. А иначе и не следует браться за такую ответственную тему.

– Кантемир, кем видите себя в будущем? Режиссером сугубо авторских фильмов? Или не исключен поход в коммерческое кино?

– Хочу попробовать себя в разных жанрах. Это может быть и комедия, мелодрама, мюзикл. Все зависит от сюжета, от истории. Для меня в первую очередь важна неоднозначность, двойственность человека, психологический объем. Если это есть в сюжете, мне уже интересно. А будет фильм артхаусным или коммерческим – не суть важно.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 7576
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5393
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4627
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 4219
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4197
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?