Сервис захромал

Все чаще мои сограждане жалуются: уровень сервиса и услуг заметно снижается

На кассе в супермаркете могут вдруг нахамить, мастера по ремонту норовят не отремонтировать, а обобрать, и даже компании, отличавшиеся вышколенным персоналом, перестали обращать внимание на претензии клиентов. Как говаривал Виктор Степанович Черномырдин — никогда такого не было, и вот опять...

Про то, что российский рынок ждет снижение качества товаров и услуг, еще осенью предупреждали аналитики Центробанка в бюллетене «О чем говорят тренды». И как в воду глядели: зафиксирован резкий — в 5 раз! — рост случаев, когда автомобильные дилеры, маркетплейсы и другие компании грубо нарушали права потребителей.

Так, по данным Управления Роспотребнадзора по Москве, за минувший год в суды было подано 1198 исковых заявлений от недовольных потребителей, что на 28% больше прошлогоднего. И в пользу потребителей было присуждено 84 млн рублей. Наибольшее количество исков зафиксировано в сфере туристических, юридических и физкультурно-оздоровительных услуг, за ними следуют бытовое обслуживание, общественное питание, образовательные и медицинские услуги. А сколько еще «исков» было высказано устно с использованием ненормативной лексики!

Приятельница моя уже три месяца борется с компанией, у которой имела неосторожность заказать мебель на кухню. Сначала сроки поставки переносились, затем выяснилось, что шкафчики не вписываются по размеру. Менять фасады фирма не хочет, на звонки не отвечает. «Надо судиться, но сил нет», — вздыхает знакомая. И с ностальгией вспоминает «ИКЕА». У купленного там комода через пять лет заклинило ящик. Оставила заявку — и ремонтники приехали на следующий день...

Автомобилисты тоже плачут. В новых реалиях дилеры завозят иномарки с помощью параллельного импорта. Однако, как заявляют продавцы, привезенные окольными путями машины не имеют заводской гарантии. Роспотребнадзор счел это нарушением прав потребителей, и теперь дилеры стали предлагать собственные гарантийные сертификаты на один-два года по 500-700 тысяч рублей. Дорого! Да и кто даст гарантию, что через месяц-другой непонятные ООО не исчезнут? Покупателям приходится надеяться на авось.

А больше всего жалоб поступает в разгар отпускного сезона на качество сервиса в российских отелях — и Краснодарского края, и средней полосы. Понятно, наши люди успели привыкнуть к уровню заграничных отелей и волей-неволей сравнивают цены и услуги тут и там. Пора бы депутатам принять закон, чтобы судить отдыхающий народ за такие сравнения как за дискредитацию. Но пока закона нет, в соцсетях гуляют ролики, где наглядно демонстрируются неубранные номера и несмененное белье. Много нареканий по поводу «столовского» питания, проблем с кондиционерами, сантехникой и интернетом, неухоженной территории и неожиданных доплат. Хит сезона — вопль администратора сочинского отеля: «Когда ж вы все наконец уедете, меня уже тошнит от вас!» Грубовато сказано, зато от всей души.

А вот туристка с возмущением рассказывает, как съездила с мужем в дорогой подмосковный СПА-отель с программой «все включено»: «Рацион скудный, с Турцией не сравнить. Но больше всего нас возмутили разбавленное вино и плодовый шипучий напиток, подаваемый под видом шампанского. Неужели при таких ценах можно настолько не уважать своих клиентов?»

Аполитично рассуждаете, честное слово! Надо же понимать: падение уровня сервиса связано с сокращением конкуренции после массового ухода из страны иностранных компаний. Из недружественных стран. «А наши турбазы и отели видят, что сегодня они востребованы, вот и творят что хотят, типа никуда вам не деться», — комментируют маркетологи.

Кроме того, налицо дефицит кадров — предпринимателям очень трудно найти квалифицированных сотрудников. С нехваткой персонала еще в прошлом году столкнулись 80% работодателей, а нынче проблема стала еще острее. Виной тому и демографическая яма 1990-х, и мобилизация, и отъезд молодых за рубеж. А еще кандидаты на вакансии теперь просят платить им на 15-20% больше, чем год назад. На маленькие зарплаты квалифицированных претендентов немного — в результате берут всех, кто под руку попадет.