"ГЕРАКЛ" ПРЕДЛАГАЕТ НЕ СУЕТИТЬСЯ. ПОКА

Главный банкир страны Виктор Геращенко пообещал президенту Владимиру Путину, что курс доллара в ближайшие месяцы не претерпит существенных изменений.

Скорее всего, до конца этого года именно так и будет. Курс "зеленого", по мнению экспертов, не превысит 27-28 рублей, а уже в новом году согласно бюджету он составит 30 рублей. Естественно, и заявление Геращенко (как некая успокоительная пилюля), и такой фактор, как рост цен на нефть, не могли не повлиять на финансовый рынок. Его участники начали мало-помалу продавать доллары, приобретенные в надежде на то, что они вот-вот поднимутся в цене. То есть атака на курс рубля, предпринятая спекулянтами в августе, практически не поколебала "деревянного". Даже не верится, что недавно ЦБ с трудом удерживал рубль от падения с помощью масштабных интервенций. И делал он это не одну неделю. По свидетельству дилеров, только во второй половине августа Центробанк продал на рынке свыше миллиарда долларов. Но теперь, похоже, даже спекулятивно настроенные операторы пришли к пониманию того, что играть против ЦБ - себе дороже.
Накладно это или нет - удерживать стабильность национальной валюты? Тут мнения экспертов разделились. Часть из них придерживается той точки зрения, что ЦБ такое по силам. Во всяком случае, временное снижение золотовалютных резервов очень быстро обернулось их умножением. Сегодня в казне ЦБ $24,1 миллиарда.
Есть эксперты, которые видят причину неизбежных грядущих потрясений в том, что прямой и косвенный отток капиталов из России все еще превышает приток валюты от отечественных экспортеров. А за всем этим, по их мнению, стоит ухудшение инвестиционного климата. Недоброжелатели говорят даже, что Геращенко попал в некий "капкан". Покупает ЦБ доллары на рынке - это плохо для экономики, потому что способствует росту инфляции. Продает "зелень" на рынке - опять же плохо: это понижает конкурентоспособность российских товаров и сокращает золотовалютные запасы. Словом, очередного финансового кризиса нам едва ли удастся избежать. Это лишь вопрос времени.
Член-корреспондент РАН, председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Сергей Глазьев тоже не исключает такого поворота событий в будущем. Недавно он еще раз напомнил о сокрушительных последствиях августовского кризиса 1998 года, который обошелся нашей стране в 300 миллиардов рублей (в текущих ценах) потерь ВВП, более 50 миллиардов рублей недополученных бюджетных доходов, 100-150 миллиардов рублей потерь банковской системы. А реальные доходы населения тогда снизились почти на треть. По мнению Глазьева, если, не дай Бог, грянет кризис новый, его последствия могут быть еще более разрушительными. Сегодня износ основных производственных мощностей в промышленности достиг уже 70 процентов. При нынешнем уровне инвестиционной активности у производств нет шансов на восстановление, а их разрушение может принять необратимый характер. Чтобы этого не произошло, нужна грамотная экономическая политика. Нельзя неоправданно наращивать государственные долги и тратить валютные резервы. Тот же ЦБ в свое время был самым крупным спекулянтом на рынке ценных бумаг и заработал за счет бюджета десятки триллионов рублей. А "аукнулось" всей стране.
Но, надо думать, и для ЦБ урок не прошел даром. А Виктор Геращенко едва ли будет давать президенту страны невыполнимые обещания, в том числе относительно курса доллара на ближайшие месяцы. Кстати, одним из факторов, сдерживающих этот курс, является независимость России от МВФ. Фонд, как известно, настаивает на снятии всех ограничений торговли валютой. И, наверное, чтобы не давать ему лишний козырь, "Геракл" российской финансовой системы в преддверии сентябрьской сессии Всемирного банка и МВФ уже заявил, что "наше экономическое положение позволяет выполнять обязательства и без транша Международного валютного фонда в сумме 640 миллионов долларов, который может быть предоставлен в ноябре или декабре".
...Нам с лихвой хватило августовских катастроф. Будем надеяться на лучшее. На то, что не грянет, по крайней мере нынешней осенью, валютный кризис, подобный тому, который уже был пару лет назад. Или кризис инфляционный, как это случилось в 1992 году. Надо полагать, не только президента, но и всех нас Геращенко призвал к спокойствию. Поэтому не будем напрасно суетиться. Пока.