ИРИНА АЛФЕРОВА: МЕЧТАЮ О ПРИНЦЕ

Соломонов Артур
Опубликовано 01:01 04 Сентября 2000г.
Эта актриса с обворожительным обликом и сияющими глазами давно стала любимицей публики. Идут годы, появляются новые кумиры, а зрители по-прежнему верны своей избраннице. Поклонники таланта Ирины Алферовой по нескольку раз смотрят спектакли с ее участием - "Пришел мужчина к женщине", "Чайку" в театре "Школа современной пьесы", "За закрытой дверью" в новом театре "Игроки" (самом кассовом спектакле летнего сезона) - и недоумевают: почему в Ленкоме, где она служит много лет, у Марка Заха-рова и его коллег нет спроса на такую актрису?

- Ирина Ивановна, в течение последних пятнадцати лет в каждой публикации о вас с прискорбием говорится о невостребованности. Неужели возможно, чтобы актриса, любимая публикой, оказалась ненужной режиссерам?
- А давайте я вам задам встречный вопрос: вы много видели спектаклей с моим участием?
- Несколько.
- И что вы можете о них сказать?
- Ну, например, в спектакле театра "Школа современной пьесы" "Пришел мужчина к женщине" вы играете слишком простой для вас образ... И, извините - если не примитивный.
- Вот и я так думаю. Героиня, которую я играю, мне неинтересна. Поэтому начинаешь выбирать: играть то, что тебе неинтересно или не играть вообще? Молиться и ждать, когда же тебе предложат роль века?.. Но так можно и всю жизнь прождать.
- Вы намекаете на Ленком? Некоторые зрители думают, что вы там уже не числитесь.
- Про Ленком я вообще не хочу говорить. Ну "не видит" меня Марк Захаров ни в одной роли, не любит. Что я могу поделать?
- Почему вы сами не попросите у него роль?
- Никогда в жизни! Это не мой путь. Не могу представить, чтобы я кого-то просила обратить на себя щедрое внимание.
- Но в чем же тогда заключается смысл вашего пребывания в театре Захарова?
- Я не хочу в этом копаться. Особенно сейчас, когда появилось так много псевдомемуарной литературы о частной жизни актеров. Истинно только то, что происходит на сцене, а вся наша закулисная жизнь никого не должна касаться. Если все-таки говорить откровенно, то тяжелые обстоятельства не сломили меня. Ведь в Ленкоме меня пытались использовать только в массовых сценах, понимая, что мне некуда деться. Это сейчас можешь организовать все что хочешь, хоть театр своего имени.
- Что же вам мешает? Организуйте. Найдите режиссера, пьесу.
- Да вот не получается найти современную пьесу, которая бы меня увлекла. Недавно Иосиф Райхельгауз предложил мне новую пьесу... с матом, криками и всякими другими мерзостями. А у меня нет желания быть вульгарной халдой на сцене. Я бы с удовольствием сыграла мелодраму с красивыми героями в красивых декорациях.
- Тем не менее в "Чайке" у Райхельгауза вы играете ревнивую, несколько даже вульгарную Аркадину.
- Но я стараюсь всячески оправдать ее приступы ревности и глупого кокетства. По крайней мере в жизни я бы никогда не стала бороться за мужчину. Ушла бы и глазом не моргнув.
- Потому что гордая?
- Может быть. Мне надо, чтобы меня в первую очередь любили, чтобы я видела себя в глазах любимого человека, и тогда в моих глазах он увидит себя. Я уверена, что именно сейчас все ждут спектаклей про красивую любовь. Больше всего меня удивляет, когда режиссеры говорят: "...Зачем вам идеальные чувства на сцене? Такого в жизни не бывает! Спрос не на это". Да ведь как раз на сцене и должно быть то, чего в жизни не бывает. Почему, спрашивается, я обязана все время играть коммуналку? В пьесе Сартра "За закрытой дверью" я изображаю женщину, которая убила своего ребенка и потеряла разум. Преступление она совершает из-за любви. Кто-то мне сказал, что я слишком женственна в этой роли и такая героиня не может убить ребенка. В ответ я расхохоталась! По-моему, этот человек не представляет, какие муки ада обрушиваются на женщину, если ее покидает возлюбленный...
- Какие вопросы вы чаще всего себе задаете, когда остаетесь одна?
- О, их так много... Ну, например, можно ли прожить с одним человеком всю жизнь на пике страсти? Или почему современные драматурги не пишут так, как Шекспир? Я бы очень хотела сыграть принца Гамлета, но только в облике женщины, и поставить вопрос ребром: "Быть или не быть?"




Как предотвратить в будущем массовые расстрелы в учебных заведениях?