04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-8...-10°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КОНВОЙ, КОТОРЫЙ НЕ УСТАВАЛ

Налбандян Зураб
Опубликовано 01:01 04 Сентября 2001г.
У нас в стране, конечно, знали о ленд-лизе - помощи, которую оказывали нам Англия и США. Незабвенный яичный порошок, "студебеккеры" и ботинки, которым сносу не было, наши бабушки и дедушки помнят до сих пор. Но подробности того, как это все доставлялось в СССР, долгое время оставались за кадром.

Сразу после нападения фашистского режима на СССР президент США Франклин Рузвельт и британский премьер-министр Уинстон Черчилль заявили, что поддержат Советский Союз в борьбе против Германии. 12 июля 1941 года Британия и СССР заключили договор о взаимопомощи. США предоставляли помощь СССР по своему закону о ленд-лизе. Было три возможных маршрута оказания такой помощи - через Дальний Восток, через Иран и по северным морям. Дальневосточный и иранский варианты считались относительно безопасными, но занимали слишком много времени. Северный же путь был хоть и рискованнее, но не в пример быстрее.
Уже через два месяца после начала войны в Советский Союз пришел первый британский конвой. 31 августа в Архангельск было доставлено 15 истребителей, 3800 глубинных бомб и магнитных мин, 10 тысяч тонн каучука, 1,5 тысячи тонн солдатских ботинок и другие грузы. Помимо вооружений, продовольствия и медикаментов, СССР было крайне необходимо сырье для промышленности. Поэтому следующий конвой, помимо каучука, привез алюминий и медь. Всего же за годы войны арктические конвои доставили в СССР около 4 млн. грузов (примерно четверть всей помощи западных союзников). В том числе более 7000 самолетов, около 5000 танков, а также автомобили, топливо, продовольствие, медикаменты, обмундирование, металлы и другое сырье, взрывчатка и прочее...
Поскольку конвои шли мимо оккупированной немцами Норвегии, где орудовали не только военные корабли и авиация, но и подводные лодки противника, они нуждались в серьезной защите. Поэтому каждый караван сопровождали десятки военных кораблей. В подавляющем большинстве это были "британцы". Конвои шли от военно-морской базы Скапа-Флоу в Шотландии через Исландию (где заправлялись топливом), затем между Норвегией и Шпицбергеном летом в Архангельск, зимой - в Мурманск.
Всего за годы войны северным маршрутом вышли 42 конвоя и одна группа транспортов без охранения - в общей сложности 848 судов. Потери были большими: более 3 тысяч только погибшими. На пути в Советский Союз были потоплены 65 судов, еще 40 потеряли при возвращении на Британские острова. Кроме того, ВМФ Великобритании недосчитался двух крейсеров, шести эсминцев, двух сторожевиков, фрегата, двух корветов, четырех тральщиков и вооруженного сейнера. При этом погибла и польская подводная лодка.
Участники конвоев не забывают о своих деяниях военной поры. В Лондоне есть клуб ветеранов арктических конвоев, где постоянно проводятся различные мемориальные мероприятия. Ежегодно выпускается брошюра, посвященная рассказам о подвигах участников конвоев, о связях с российскими ветеранами. Шестидесятилетие первого конвоя на днях отмечали ветераны в Военном музее в Лондоне. С особой гордостью носят британцы-ветераны юбилейные медали, учрежденные в честь 50-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Ими их награждают в российском посольстве в Лондоне.
В прошлую пятницу 39 ветеранов прошли маршем под флагами конвоев перед монументом, установленным в Лондоне в память советских граждан, погибших в Великой Отечественной войне. Интересно, что в самой Британии официальные власти не считают тех, кто ходил в "Северных конвоях", участниками боевых операций за рубежом. По этой причине они не получают военных наград. Однако, по словам президента клуба ветеранов "арктических конвоев" Эдварда Гренфелла, на ближайший октябрь в британском парламенте запланировано обсуждение вопроса о признании правительством боевых заслуг британцев-конвоиров.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников