НА КРЮЧКЕ У ЗРИТЕЛЕЙ

Театр имени Моссовета по праву считается одним из ведущих коллективов столицы, в труппу которого всегда стремились попасть известные артисты, и если им это удавалось, то задерживались тут надолго. И не только потому, что правительство Москвы всегда оказывало этому театру особое покровительство, поскольку он был создан в 1923 году при культотделе Московского городского совета профессиональных союзов, но также из-за стабильной обстановки внутри прославленного коллектива, позволяющей людям спокойно и без суеты работать. Видимо, поэтому все артисты приходят на сбор труппы накануне нового сезона как на праздник: мужчины в белых костюмах, женщины в декольтированных платьях.

И на этот раз все проходило как прежде: звучал хачатуряновский вальс к бессмертному "Маскараду" ( когда-то шедшему здесь с участием великого Мордвинова), а соскучившиеся за лето коллеги, забыв о своих прежних ссорах и недоразумениях, восторгались друг другом изо всех сил. Особенно поднялось настроение у присутствующих, когда им сообщили об одноразовой премии в размере оклада. Артисты - народ непосредственный, свои эмоции выплескивают сразу, поэтому они готовы были задушить в объятиях явившегося на сбор труппы председателя Комитета по культуре Москвы Сергея Худякова, главного "виновника" этого неожиданного сюрприза. Но все же самый ценный подарок для артистов - новые роли. Вот почему зал сразу же затих, как только художественный руководитель театра Павел Хомский стал перечислять предполагаемые в новом сезоне спектакли.
Юрий Еремин, покинувший пост главного режиссера в Театре имени Пушкина, заявил руководству театра, что собирается поставить у них "Серебряный век" Михаила Рощина, а в конце года здесь должна состояться премьера "Сирано де Бержерака" Ростана, где в главной роли выступит Александр Домогаров. Ташкентский режиссер Марк Вайл, периодически наезжающий из столицы Узбекистана в Театр Моссовета, решил поразить москвичей неожиданной режиссерской композицией по произведениям Сухово-Кобылина, придумав своему детищу почти криминальное название "Дело о любви и смерти". А Михаил Козаков, еще не остыв от Шейлока в "Венецианском купце", дал согласие репетировать короля Лира в одноименной пьесе Шекспира, которую будет осуществлять неутомимый Павел Хомский. Худрук сообщил, что специально ищет пьесы для Сергея Юрского, Маргариты Тереховой и Ольги Остроумовой. Кстати, ее постоянный партнер по сцене Георгий Тараторкин впервые предстал на сборе труппы в качестве опекуна молодых артистов, настояв на том, чтобы три его выпускника ВГИКа были приняты в труппу театра, которая с трудом, но омолаживается. Ведь дирекция театра понимает, что таких артистов, как Александр Домогаров, Сергей Виноградов, Валерий Сторожик, Валерий Яременко, плотно задействованных на телевидении и в кино, необходимо занимать в репертуаре театра, поскольку они востребованы зрителями. Надо сказать, что именно здесь на заре коммерциализации искусства лучше всех поняли, что здание театра тоже должно приносить доход, и поэтому одними из первых в Москве стали сдавать его в аренду антрепризам. Одно время даже шутили: все знают, что спектакль Олега Меньшикова "Горе от ума" идет на сцене Театра Моссовета, но мало кто знает, что к самому театру он не имеет никакого отношения. В итоге из-за сложившейся путаницы лавры частной антрепризы доставались и репертуарному театру.
Тем не менее Театр Моссовета всегда остается домом, в котором охотно привечают старых знакомых. К ним в первую очередь принадлежит драматург Виктор Мережко, пьеса которого "Ванечка" впервые шла в Театре Моссовета в 1973 году. Много воды утекло с тех пор, и вот теперь Мережко предлагает любимому коллективу свою новую пьесу "Мужчины по выходным". Это известие особенно вдохновило актрис, поскольку они знают, насколько трепетно драматург относится к женщинам и всегда подает их на сцене в выгодном для них свете.
И еще. На следующий день после сбора труппы коллектив театра отправился на гастроли в город Челябинск, где покажет уральцам лучшие свои спектакли. Все расходы по содержанию театра взял на себя губернатор области. Поэтому первый спектакль 78-го сезона в Москве театр покажет 8 сентября. Это будет мюзикл "Иисус Христос - суперзвезда". А на следующий день всех ожидает первая премьера этого сезона "Ученик дьявола" по пьесе Бернарда Шоу в постановке Павла Хомского, где выступят Валерий Сторожик, Анатолий Васильев, Сергей Виноградов, Борис Иванов и восходящая молодая звезда Эльвира Болгова.