УРОКИ ЭТИКЕТА ДЛЯ "ВНУЧКИ"

Авиация для пассажира - это скорость, надежность, комфорт. Для работника авиакомпаний - красивая форма, высокая зарплата, уважение друзей и родных. А что делать людям, которые вынуждены жить рядом со всей этой "красотой"?

Начнем с цитаты. "Городок, расположенный на юго-западе от аэропорта, был как заноза... Жители непрестанно в самой резкой форме жаловались на шум, который создают самолеты, пролетая у них над головой. В эту кампанию вскоре ввязалась пресса, что повлекло за собой новые жалобы и яростные нападки на аэропорт и его руководство. Наконец после долгих переговоров аэропорту и Федеральному управлению авиации пришлось пойти на уступки и обещать, что самолеты, взлетающие в направлении городка, поднявшись в воздух, будут тотчас принимать меры для уменьшения шума. Невзирая на это, жители не успокаивались, продолжали протестовать, устраивать демонстрации, а согласно самым последним слухам намеревались даже подать на аэропорт в суд... "
Нет, это не у нас - "у них" в США. Правда, цитата взята не из документа, а из знаменитого "Аэропорта" Артура Хейли. Но верить можно: этот писатель прославился именно "художественной документальностью" всех своих романов.
В Германии - свои трудности. К примеру, недавний визит в Берлин одной из российских делегаций пришлось завершать в страшной спешке, ибо взлет (и посадка) самолетов в берлинском аэропорту Шенефельд разрешается только до 21.00, и этот порядок не нарушается даже ради высоких зарубежных гостей - спокойствие жителей властям дороже. В дневное время пилотам настоятельно рекомендовано производить взлет на "щадящих" режимах работы двигателей, причем наиболее "шумные" самолеты в Шенефельде не принимают вообще. Аналогичные правила установлены во Франции, Великобритании, Италии и так далее.
А как у нас?
Передо мной - график взлетов и посадок самолетов в московском аэропорту "Внуково" за несколько обычных летних дней: первый взлет - 6 часов 26 минут, последняя посадка - 2.30 - 2.45 (следующего утра). В промежутке - от 80 до 114 "самолетовылетов". Учтем, что график этот составлен не аэродромными службами, а... жителями знаменитого писательского городка Переделкино. Который на свою беду расположен непосредственно "в створе" воздушных трасс Внуковского аэропорта. И ведь не скажешь переделкинцам: мол, сами виноваты - нечего было строиться вблизи аэродрома. Ибо, во-первых, Переделкино даже официально на шесть лет "старше" - в прошлом году поселок отметил свое 65-летие (аэропорт заработал лишь в июле 1941-го). Во-вторых, и во время строительства, и много позже соседство считалось вполне терпимым - самолеты были маленькие и летали относительно редко. В-третьих... Ну вы сами понимаете, что в "советские" времена жаловаться на аэропорт, имеющий статус правительственного, было не только бесполезно, но и опасно.
Страдают от этих децибелов не только писатели. В зоне Внуковского аэродрома находятся три природные территории, имеющие статус "особо охраняемых": "Клязьма", "Пехорка" и "Переделкино". Уже нанесенный им ущерб пока не подсчитан, но ясно, что речь пойдет о десятках миллионов долларов. Кроме того, есть Конституция РФ, статья 42 которой гласит: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением".
Подозреваю, что жители Переделкино в ближайшее время смогут изрядно обогатиться за счет внуковских авиаторов. Но вот вопрос: нужен ли сегодня Москве этот аэродром как таковой? Сегодня в Московском регионе имеется, помимо Внуково, еще пять аэродромов: Домодедово, Шереметьево, Быково, Чкаловск и Жуковский - такого "разнообразия" не позволяет себе ни одна столица мира (экономически это явно невыгодно). Но если все же "Внучка" очень нужна, - не пора ли ей стать цивилизованной? Ну хотя бы такой, как берлинский Шенефельд?