БУШ И ПЛОТНИКИ

Как водится в этот день, Объединенное братство плотников и столяров (ОБПС) - одна из крупнейших профессиональных организаций Америки, устроило пикник-массовку на просторах Пенсильвании. Гостем у деревообделочников на сей раз стал сам президент Буш.

Он объяснялся в своей любви к рабочему люду, сетовал, что руководство многих профсоюзов, входящих в АФТ-КПП, больше занимается политикой, чем своим прямым делом, а также изложил свои планы укрепления спотыкающейся национальной экономики и поднятия уровня жизни простых американцев.
Разумеется, то, что Буш в День труда оказался именно в этом месте, не случайность. На выборах в этом штате, пятом по числу выборщиков, он проиграл демократу Гору, и теперь делает все, чтобы это не повторилось. Кроме того, он, как говорят, поклялся, что не даст "партии осла" возможности сделать на следующих президентских выборах то, что делал Клинтон, стараясь в 1992 году вытолкнуть из кресла Буша-старшего: на каждом шагу не без успеха доказывал, что президент-республиканец плюет на интересы трудящихся.
Буш-сын унаследовал сложные отношения с АФТ-КПП. За 19 месяцев своего президентства он ни разу лично не встречался с главой конфедерации Джоном Суини, говорящим от имени примерно 13 миллионов организованных трудящихся. Суини, сын ирландского иммигранта, водителя нью-йоркского автобуса и уборщицы, после своего избрания в 1995 году президентом АФТ-КПП превратил ее, по выражению "Вашингтон пост", в "самое эффективное оружие демократической партии на выборах". Из 90 миллионов долларов, выделенных профсоюзами на прошлую выборную кампанию, 94 процента получили "ослы".
Суини не считает нужным скрывать антипатию к нынешнему главе государства, в каждой речи заявляя, что тот старается ослабить профсоюзы и покровительствует корпорациям, отдает предпочтение сокращению налогов на богатых, а не льготам для безработных. Вот почему он не попал в число 13 членов президентского совета по проблемам рабочей силы в новом столетии. Его "законное" место поделили Джеймс Хоффа-младший, президент Международного братства водителей и грузчиков автотранспорта (тимстеров), и вице-президент того самого 330-тысячного братства плотников Дуглас Бейнс.
Буш сумел сделать немало полезного для обоих профсоюзов, демонстрируя, что с госадминистрацией выгоднее дружить, а не воевать. Особенно это относится к миллионному братству тимстеров, которому он обещал отменить федеральный надзор за его деятельностью, установленный 13 лет назад в связи с тем, что оно было уличено в сотрудничестве с мафией. Буш явно надеется, что на выборах 2004 года сможет опереться на эти два профсоюза, а может быть, с их помощью и на другие.
Это стратегическая цель, а тактическая, ближайшая, заключается в том, чтобы выбить финансовые подпорки из-под некоторых демократических кандидатов на ноябрьских промежуточных выборах. Ведь на них решится, кто будет контролировать конгресс, где республиканцы сейчас "держат" палату представителей, а демократы держатся в большинстве в сенате всего одним голосом.
Предварительные результаты бушевской дипломатии налицо.
Хоффа уже предупредил, что "тимстеров не нужно считать безотказным банкоматом Национального комитета демпартии". Правда, он воспользовался и формулой, позаимствованной у английских политиков прошлого: "У тимстеров нет постоянных союзников, есть только постоянные интересы". Пресс-секретарь министерства труда Кэтлин Хэррингтон констатировала: "У нас сложились исключительно продуктивные отношения с большим числом профсоюзных лидеров, внимание которых сфокусировано на реформах и интересах членов их объединений". Но, как говорится, цыплят по осени считают, как и голоса избирателей.