Восточный прищур

 Во Владивостоке под председательством России начал работу саммит стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества

 Подготовка к столь представительному форуму обошлась нашей стране в 680 млрд рублей. Впервые в России (да еще на острове Русский) соберутся главы восточной половины мира, представляющие 40% населения земли и 58% мирового ВВП. А наша страна не только председательствует на форуме, но и вместе с Китаем выступает в роли лидера этого сообщества. Тем более что президент США Барак Обама отказался от личного участия в саммите.

Основные мероприятия начнутся 6 сентября, когда во Владивосток съедутся главы 21 государства-участника. Но и начало недели обещает стать весьма полезным, особенно для России. Вчера, например, прошла встреча управляющего совета партнерства по продовольственной безопасности (в совет входят Россия, США, КНР, Индонезия), на которой наша страна выдвинула ряд предложений, позволяющих стабилизировать цены на продовольствие на мировом рынке и сделать его объем достаточным.

«На Земле почти миллиард недоедающих, а мы могли бы только в Сибири на 10 млн тонн зерна больше производить», – заявил, в частности, представитель России в Деловом консультативном совете (ДКС) АТЭС Зиявудин Магомедов. После чего участники встречи обсудили конкретный вопрос сооружения на российском Дальнем Востоке зерновых терминалов – поближе к крупнейшим рынкам продовольствия. Ведь сегодня из-за отсутствия портовых мощностей наш дальневосточный зерновой экспорт не превышает 70 тысяч тонн – при потенциальных возможностях роста до 10 млн тонн. В выигрыше окажутся все, и прежде всего Россия.

Таких идей для обсуждения в период саммита у нашей делегации запасено около 60 – глобальных и частных. При их подготовке профильные министерства заботились в первую очередь о том, чтобы российские предложения не только были интересны восточной половине планеты, но и способствовали модернизации российского Дальнего Востока.

Одна из ключевых инициатив, которую будем продвигать на саммите, – использование российской территории для транзита грузов из Азии в Европу и наоборот. Консультанты из PricewaterhouseCoopers уже подсчитали, что общая экономия средств при переориентировании транспортных маршрутов на Россию может составить 673 млрд долларов до 2020 года. Ибо уже сейчас грузовой контейнер из Владивостока до Бреста доходит по Транссибу за 15 дней, а к 2015‑му, как обещает РЖД, срок сократится до 7 дней. А морской путь через Суэцкий канал (маршрут Иокогама – Роттердам) занимает аж 33 дня. Тем не менее через Суэцкий канал ныне перевозится свыше 99% грузов, а через наш Транссиб – менее 1%.

Да и в целом, по данным исследования APEC Supply Chain, проведенного бизнес-школой Marshall Университета Южной Калифорнии, Россия находится на последних местах среди 21 страны АТЭС по всем логистическим показателям. В том числе по показателю легкости проведения внешнеторговых операций РФ занимает последнее место, а по общей оценке работы логистической системы – предпоследнее, опережая лишь Папуа – Новую Гвинею.

Свою лепту вносит и наша таможня, которая никак не хочет «дать добро». Сегодня оформление таможенных документов и прохождение процедур на российских границах занимает до 36 дней и стоит 1800–1850 долларов с контейнера. В Сингапуре требуется 4–5 дней при затратах 439–456 долларов за контейнер.

Все это нам придется исправлять.

Еще полезнее для России было бы одобрение на саммите идеи создания Фонда трансферта технологий. Этот фонд должен заниматься обменом ключевыми технологиями между высокоразвитыми и развивающимися странами, устранением административных барьеров для их внедрения, а также защитой интеллектуальной собственности. Идея была выдвинута в рамках делового консультативного совета АТЭС и подразу­мевала, что фонд должен работать на коммерческой основе и стать цивилизованным инструментом для обеспечения развивающимся странам платного, но не дискриминационного доступа ко всему передовому, что есть у стран с высокоразвитыми экономиками.

На Западе и в США эта идея была воспринята крайне негативно. Однако Россия надеется продвинуть ее в рамках АТЭС – для начала создать партнерство для обсуждения вопросов трансферта технологий в рамках восточного содружества. И если хотя бы одна из этих идей начнет реализовываться после нынешнего саммита, можно будет смело считать, что Россия не напрасно потратила на подготовку к форуму более 0,5 трлн рублей.

Кстати

В подготовку саммита АТЭС вложено 679,3 млрд рублей (21,2 млрд долларов). Из общей суммы затрат 219 млрд рублей были выделены из федерального бюджета, 35 млрд – из бюджета Приморского края, остальные 425 млрд привлечены из внебюджетных источников. Для сравнения: на Олимпиаду в Лондоне потратили 14 млрд долларов.

На большинстве из 67 объектов, запланированных к сдаче к саммиту, строительные работы закончены. Готовы корпуса Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), который откроется на острове Русский после проведения форума АТЭС (остались недостроенными медицинский центр и лабораторный корпус). Сданы объездная автомагистраль поселок Новый – бухта Патрокл с мостом-эстакадой через Амурский залив (более 29 млрд рублей), международный аэровокзальный комплекс с новой взлетно-посадочной полосой. Мост через бухту Золотой Рог (18 млрд рублей) вместе с мостом на острове Русский (39 млрд рублей) соединил материк с островом. Рекультивирована главная свалка города, и построен полигон по переработке бытовых отходов.

Не сданы Театр оперы и балета, океанариум на острове Русский, два пятизвездочных отеля, концертно-спортивный комплекс. Не заработали на полную мощность очистные сооружения, не начато строительство водопровода на острове и торгово-развлекательного комплекса для студентов ДВФУ. Не построена Уссурийская ТЭЦ и не переведена на газ Владивостокская ТЭЦ.

Голоса

Ольга Двигубская, жительница Владивостока

– Я в этом городе родилась и прожила полвека. Если бы мне еще три года назад кто сказал, что Владивосток станет совершенно другим – обновленным и современным, я бы не поверила. Но это случилось. У нас, жителей, сейчас одно желание – чтобы эта сказка не растаяла с окончанием саммита. Много было неудобств, связанных со строительством, опасений, что наскоро возведенные объекты не выдержат капризов дальневосточной природы. Сейчас все позади, и мы рады. Фасад Дальнего Востока хорош, но надо думать и о том, что за ним: развивать экономику, привлекать людей перспективами. Мне почему-то теперь верится, что и эти проблемы можно решить.