А глобус-то и вправду пропит?

Странное дело: чем больше телепередач о путешествиях и дальних странах, тем хуже юный телезритель знает географию

Попробуем разобраться в этом парадоксе, тем более что учебный год только стартовал и принес обнадеживающие новости.

В этом году четвероклассники будут сдавать итоговую аттестацию по предмету «Окружающий мир» в письменном виде и по единым для всей страны стандартам. Набатный колокол, в который уже столько лет бьют отечественные географы, наконец-то услышан?

Мы привычно смеемся над шутками Михаила Задорнова в адрес «тупых» американцев, путающих Грузию с Джорджией и считающих Молдавию южноамериканской страной, но уровень познаний об окружающем мире наших сограждан, увы, немногим выше. Не верите? Пройдите тест по этому предмету, предназначенный для четвероклашек. Нет, про Волгу, вы, разумеется, в курсе. А самую длинную реку страны назовете? Или число планет Солнечной системы? Если же в ответ скажете, что вам это знать ни к чему, то вам привет от госпожи Простаковой и ее сыночка Митрофанушки, каковые искренне не понимали, зачем человеку география, если извозчик завсегда знает, куда ехать.

Между прочим, современная география — это не только то, что во что впадает и на какой широте находится. Это картография и гляциология, геоинформатика и урбанистика, география — экономическая, демографическая и даже гендерная. Изменения климата, рациональное природопользование, влияние на планету конфликтов — круг проблем, которыми приходится сегодня заниматься ученым-географам, постоянно расширяется. И проблемы эти совершенно практические.

Россия собирается активизировать освоение Арктики и материкового Заполярья, сделать круглогодичным Северный морской путь, восстановить биобаланс сибирских лесов. Без классных специалистов не обойтись, а в стране явно их катастрофический дефицит. И формироваться он начал не вчера, а лет 20 назад, когда географию разжаловали в «непрофильные» предметы, сократив число учебных часов в школах до одного в неделю и завершив преподавание в 10-м классе. Тогда как во многих европейских странах, в Сингапуре и даже Южной Корее при 12-летнем образовании ее преподают до выпускного класса по три часа в неделю. Почувствуйте разницу!

И результаты, между прочим, налицо. В августе проводилась XII Международная географическая олимпиада. На сей раз у нас, под Тверью. Родные стены не помогли: у российской команды три медали, по одной каждого достоинства, из 78 возможных. Абсолютными победителями в личном зачете неоднократно становились поляки и сингапурцы, один раз американец. Россиянин — никогда. Проводится главное географическое состязание для школьников с 1996 года.

P.S. Каждый желающий может принять участие во Всероссийском географическом диктанте — его приурочат ко II Географическому фестивалю, намеченному на ноябрь. И диктант, и фестиваль предполагается сделать ежегодными.

Слово эксперту

Сергей Добролюбов, декан географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, зампредседателя ученого совета Русского географического общества, член-корреспондент РАН

— Нам трудно побеждать на таких олимпиадах, хотя в отдельных дисциплинах наши участники выглядят достойно. Надо интерес у школьников возрождать: нужны профильные классы в школах (они давно упразднены!), кружки и клубы — по примеру Школы юного географа, много лет работающей при МГУ, а не примитивные курсы, натаскивающие на сдачу ЕГЭ. Кстати, ЕГЭ по географии сдают в год примерно 24 тысячи человек, а биологию или обществознание — более 400 тысяч. Абитуриентам трудно ориентироваться в специальностях: что такое картография или гидрометеорология?

Министерство образования заставляет нас вести прием по направлениям, зафиксированным в госстандартах, но дети, делая выбор, не очень хорошо понимают, куда поступают, а перевестись с одной специальности на другую можно, только если есть студент, который хочет совершить обратный обмен. Гораздо эффективнее набирать всех «на географию», а потом профилировать, но Минобрнауки такой возможности нам не дает.

Сейчас много говорят об освоении Арктики. Но стратегия развития региона разработана до 2020 года. Сейчас же надо думать на перспективу до 40-х годов и своевременно готовить профессионалов. Но пока все туманно, и заказа от государства, какие именно специалисты будут нужны, мы не получали.