«Это маленький французский Иркутск»

Пианисту Денису Мацуеву город Анси с его музыкальным фестивалем напоминает сибирскую родину 

«Культура – главный миротворец»: эту любимую фразу Дениса Мацуева часто доводилось вспоминать на фестивале музыкальной классики во французском городе Анси, прошедшем с 24 по 30 августа. Денис – со-руководитель этого смотра, наряду с французским импресарио Паскалем Эскандом. И уже само это сотрудничество символично.  Люди искусства умеют находить общий язык лучше, чем многие политики.

«Анси-классик-фестиваль» уже шестой год проходит в старинном городе – центре французского департамента Верхняя Савойя. Идея праздника возникла у Дениса, Паскаля и живущего в здешних  местах русского предпринимателя Андрея Чеглакова (математика, специалиста по облачным технологиям, лауреата госпремии РФ в области науки и техники). Денис прозвал Анси «французским Иркутском» – здесь, как и на его сибирской родине, горы, чистейшее озеро с единственной вытекающей из него рекой, правда, все это поменьше, чем Байкал и Ангара…

Понятно, что «русский акцент» на таком смотре возник сам собой. В первый же год пригласили самый знаменитый из отечественных оркестров – санкт-петербургский филармонический во главе с Юрием Темиркановым. С тех пор это непременный участник «Анси-классик-фестиваля». Под стать и другие гастролеры, выступившие здесь за последние пять лет – Владимир Спиваков, Юрий Башмет, только что успешно спевшая в оперном гала-концерте солистка Большого театра Динара Алиева…

Оркестр Юрия Темирканова -- непременный участник фестиваля

До «русской эпохи» музыкальная жизнь Анси в основном протекала в камерном формате: концерты проходили либо в церквах, либо в средневековом замке-музее с его колоритным, но небольшим залом. Очевидно было, что эти рамки фестивалю тесны. Отдадим должное французам, конкретно – городским властям Анси. Увидев, как бурно прогрессирует смотр, мэрия решилась на реконструкцию местного театра. Интересно: у частных инвесторов не взяли ни копейки – все средства пошли из квоты, которую выделяет региону министерство культуры. Много ли мы знаем примеров в сегодняшней России, когда современный концертный зал строится полностью на государственные деньги? Выходит, во Франции социализма побольше, чем в его бывшем оплоте.

В нынешнем августе обновленный зал на 1300 мест (это почти столько же, сколько в Большом зале Московской консерватории) впервые принял участников фестиваля. Переполненный амфитеатр рукоплескал петербуржцам, исполнившим Скрипичный концерт Бетховена (с одним из самых знаменитых солистов мира греком Леонидасом Кавакосом), Четвертую симфонию Брукнера, сюиту «Ромео и Джульетта» Прокофьева…

Конечно, Денис с Паскалем не могли обойти вниманием совсем юных музыкантов – победителей детского пианистического конкурса, который Мацуев уже третий год проводит в столице Казахстана Астане. Особенно впечатлил лауреат этого года, 12-летний тбилисец Илья Ломтатидзе, проявив чудесное понимание музыки Скрябина и… полное непонимание русского языка, на котором мы с коллегами пытались взять у него интервью. Таковы реалии сегодняшней
Грузии… 

А еще был молодежный Анси-кампус-оркестр – летний коллектив из студентов, который на средства Андрея Чеглакова уже несколько лет формируется на здешних «музыкальных сборах». Начинающих виртуозов и их дирижера Фейсала Каруи (франко-тунисца по крови) довольно рискованно окунули в сложный звуковой мир Дворжака (знаменитая симфония «Из Нового света») и Рахманинова («Рапсодия на тему Паганини»), где ребят изрядно потрепало на могучих волнах большой музыки, с которой не всякий взрослый-то коллектив справится. Причем в «Рапсодии» им приходилось равняться на самого Дениса Мацуева в качестве солиста. Впрочем, это же, возможно, и помогло выгрести.

Денис – центр притяжения на фестивале. В свои 40 он продолжает шагать вперед огромными шагами. Помню его исполнение той же «Рапсодии» полтора года назад в Астане. Это было эффектно, даже лихо – но так играют многие. Теперь же я услышал тончайшую работу со звуком, ювелирную отточенность фраз. А его бисовая «Музыкальная шкатулка» Лядова – это просто ожившая картинка из детской сказочной книжки.

Денис Мацуев с друзьями исполнили сложнейший Квинтет Танеева

И какой же он разный – победительный солист в концертах с оркестром, столь же крепкий, но ни на секунду не выпячивающий себя «коренник» в исполнении своего любимого Квинтета Танеева, для которого созвал в Анси проверенных друзей – скрипачей Бориса Бровцына и Валерия Соколова, альтистку Юлию Дейнеку, виолончелиста Бориса Андрианова…

Атмосфера дружества – отличительная черта всех предприятий Мацуева. Честно говоря, не знаю других фестивалей, где все-все, от патриарха-дирижера до молодого репортера, жили бы в одном отеле, спускались на завтрак в одну столовую, ездили на концерты в одних автобусах. 

И народ вокруг фестиваля подбирается особый. В первый же вечер внимание привлек немолодой статный человек, чем-то напомнивший польского актера Станислава Микульского. Он приветливо встречал публику, чередуя французскую речь с русской. Но Брюно Барон-Рено (вот такое звучное имя у моего нового знакомого) оказался чистокровным французом из Нормандии. Просто однажды его, экономиста, командировали представителем Франции при Торговой палате СССР. И он навсегда влюбился в русский язык и русскую культуру. Когда же пять лет назад предложили поработать волонтером в Анси, пришел в восторг и сказал, что не надо денег – достаточно причастности.

Исполнение Торжественной мессы Бетховена в авангардной архитектуре церкви св.Бернадетты ансамблем под руководством дирижера Жана-Кристофа Спинози стало одной из ярких музыкальных кульминаций праздника

Конечно, фестивалю есть куда расти. В первую очередь надо озаботиться акустикой нового зала.

– Мы понимаем, что до Большого зала Московской консерватории или зала имени Чайковского нам еще очень далеко, – согласился Паскаль Эсканд, – но дайте время, все будет.

Усовершенствованная акустика пригодится совсем скоро: Мацуев совместно с Темиркановым задумали в Петербурге новый конкурс молодых дирижеров, и его победитель удостоится права открывать следующий «Анси-классик-фестиваль» с петербургским оркестром.

Тем временем полку музыкальных фестивалей с «русским акцентом» во Франции прибыло: с прошлого года в замках Луары проводит смотр «Ключ от ворот» известная пианистка Людмила Берлинская. Конечно, не собирается закрывать свой давно существующий фестиваль в Кольмаре Владимир Спиваков… Русская мелодия во Франции продолжает звучать, несмотря на холодные политические ветра 2015-го.