ВЕРА ВАСИЛЬЕВА: ЛЮБЯЩИЙ - НЕВИНОВЕН

Когда произносишь ее имя, люди улыбаются. Может, потому, что вспоминают ее (и свою) молодость, когда с экранов дарили улыбку, щедро делились своим счастьем простые, светлые героини "Сказания о земле сибирской", "Свадьбы с приданым" и других фильмов. Проходит время, меняется многое, но, кажется, не меняется Вера Васильева - светлый человек, замечательная актриса, обаятельная и мудрая женщина, отметившая только что свой юбилей.

- Вера Кузьминична, на пороге вашего юбилея вас замучили просьбами об интервью. Какие, на ваш взгляд, важные вопросы вам так и не задали?
- Пожалуй, обо всем, о чем положено говорить в интервью, меня спрашивали. А остальное... Кому интересно, могут прочесть недавно переизданную мою книгу, дополненную новыми размышлениями, рассказом о ролях последнего десятилетия. Человек с возрастом меняется, и иногда то, что кажется очень важным в одном возрасте, с годами не то что обесценивается, а просто теряет свою важность. Книга называется "Продолжение души". Я считаю, что в этом - суть нашей профессии: в юности мечтаешь об одних ролях, с возрастом, когда появляются шрамы на сердце, - хочешь сыграть другие... Свойства твоей души все время переходят, переливаются в свойства души героя, которого играешь, через которого пытаешься выразить себя.
- Вера Кузьминична, вам часто пишут зрители?
- Сейчас меньше. Во-первых, потому что мы теперь лишены гастролей, а это резко сужает аудиторию. Но когда бывают творческие встречи, много пишут записок, по окончании вечера люди подходят, делятся своими мыслями, а не только высказывают комплименты. Ведь на таких вечерах не закрываешь себя ролями, в живом общении можно высказаться, ответить на вопросы.
- Известно о вашем сотрудничестве с орловским театром. Есть что-то очень светлое, идущее от старого понятия актерского братства, когда московская звезда не просто приезжает в город сыграть спектакль, а проводит интересную работу со своими коллегами.
- Да, сейчас больше принято ехать в провинцию за заработком или просто блеснуть...
- А как эта работа начиналась?
- На театральном фестивале русской классики Борис Голубицкий, главный режиссер Орловского театра, увидел меня в "Воительнице" и предложил Борису Александровичу Львову-Анохину перенести спектакль в Орел, чтобы я играла с другими исполнителями и в других декорациях. На репетициях я сблизилась с актерами, и в одном из разговоров с Голубицким возникла идея постановки "Без вины виноватых". Я очень хотела сыграть Кручинину, и оказалось, что мы с Борисом Наумовичем хорошо понимаем друг друга. Я приезжала на все репетиции - дня на четыре, потом возвращалась играть в Москву, потом опять появлялась... Это был значительный период совместных творческих поисков. Так же было у меня с "Вишневым садом" в Твери. Я 10 лет играла Раневскую, почти 10 лет - Кручинину.
- С кем из режиссеров вам хорошо работалось?
- Кроме названных, с молодым режиссером Андреем Сергеевым. В Новом драматическом театре он поставил "Ассамблею" П.Гнедича, где я сыграла боярыню Пехтереву, и "Блажь" А.Островского. Обе эти роли были для меня открытием меня самой. Боярыня Пехтерева - такая сильная, самоуверенная, властная, роскошная женщина, а я себя такой не воспринимала. Но благодаря молодому режиссеру я становилась в роли все раскованнее, все увереннее... И образ Сарыповой в "Блажи", на мой взгляд, очень интересный. Я поначалу просто жалела свою героиню, а потом стала чувствовать ее как-то более объемно: ее поздняя любовь - это не просто каприз или блажь, а своего рода защитная реакция женщины в возрасте. Легче всего осудить эту стареющую барыньку, влюбившуюся в молодого, но я, как женщина, как актриса, не осуждаю ее - я хочу, чтобы ее поняли...
Я не могу осуждать человека, когда он любит, понимаете? Для меня, когда человек любит - значит не виноват. Может быть, я до такой степени обожаю свою героиню в "Священных чудовищах" еще и потому, что она способна на такую силу любви! Кроме того, я рада была работать с очень интересным режиссером Александром Вилькиным, который знал меня по "Вишневому саду" в Польском театре (он ставил спектакль, а я была приглашена на гастроли в роли Раневской). И когда мы начали работать над "Священными чудовищами", я все время чувствовала, что он верит в меня. Когда я этого не чувствую, я работать не могу, предпочитаю отказаться сразу.
- Это и к кино относится?
- Знаете, о кино я мало думаю. Я мало снималась в интересных для меня ролях...
- Но в восприятии зрителей вы все равно остаетесь звездой кино.
- Наверное, потому, что эти фильмы все видели, и это были прелестные картины по своей душевной интонации. А следующие работы только что-то добавляли к этому. А любимой роли в кино, где я раскрылась бы достаточно полно, у меня так и не оказалось.
- А в театре?
- Их много. Сейчас в своем театре играю совсем мало. В планах, правда, есть новая постановка. Сергей Арцибашев приступает к репетициям пьесы Ануя "Орнифль, или Сквозной ветерок", где я сыграю жену героя, которого репетирует Александр Ширвиндт.
- Вера Кузьминична, вы много лет ведете общественную работу в социально-бытовой комиссии Союза театральных деятелей России...
- Я рада, что попала в эту комиссию, потому что она основана на прекрасных традициях милосердия и добра. Сейчас многое усложнилось - денег до обидного мало, но мы все же стараемся помочь людям. Наша главная забота - два дома ветеранов сцены, в Москве и в Санкт-Петербурге. Если человек отдал свою жизнь нашему делу, он должен быть спокоен за свое будущее. Создание благотворительного фонда "Бенефис" дает возможность реальной помощи тем, кому требуются лечение, отдых.
- Какие качества в человеке вы цените больше всего?
- Чувство долга, например. И, конечно, я очень ценю такие качества, как совесть, доброта, порядочность, бескорыстие. Сейчас в людях воспитываются "бойцовские качества", внушается мысль, что никто никому ни в чем не поможет, и человек становится жестче, прагматичнее. Я же верю в человеческие идеалы, в то, что мы должны помогать друг другу. На том и стою.