ЭНЕРГИЯ ПРЕДПРИИМЧИВОСТИ

Не секрет, что в некоторых регионах местные власти относились к федеральному законодательству весьма избирательно. Населению предлагали соблюдать указы "собственного производства", нередко противоречащие Конституции или основным кодексам. "Удельные князья" лишь декларативно подчинялись центру. Ресурсы, федеральная собственность, доверенная в управление, нередко использовались местной элитой в личных интересах.

Именно это произошло в Новосибирской области, прежний губернатор которой продал частной компании по заниженной цене крупный государственный пакет акций. Как установлено следствием, он вовсе и не принадлежал областной администрации.
Но сначала напомним читателям следующее. 21 сентября налоговая полиция Москвы обвинила РАО "ЕЭС России" в уклонении от уплаты налогов на 3,2 млрд. рублей. Этой суммы достаточно для постройки нескольких современных предприятий или благоустроенного городского квартала. "Единые энергетики" в последнее время отличились множеством разнообразных нарушений. Взять хотя бы пресловутые отключения, которые не всегда отвечали закону.
Заместителем председателя правления РАО "ЕЭС России" работает господин Абызов, коммерческая деятельность которого давно уже вызывает интерес у правоохранительных органов.
В апреле 1994 года Михаил Абызов зарегистрировал ОАО ОРТЭК. Название этого общества, явно намекающее на легендарный пионерский лагерь, являлось аббревиатурой слов объединенная русская топливно-энергетическая компания. Единственным учредителем нового акционерного общества стало ЗАО ММБ, на 99,6 процента принадлежащее Абызову. Он и занял кресло генерального директора ОРТЭКа.
К этому времени Абызов ушел поработать в структурах администрации президента в должности исполнительного директора Федеральной финансово-промышленной группы. В дальнейшем перебирается в РАО "ЕЭС России", входит в правление компании, где ему предложили заняться инвестиционными связями с Сибирью.
Вслед за ним мы все ближе подбираемся к Новосибирской области, губернатором которой в ноябре 1996 года был Виталий Муха. Администрация под предводительством господина Мухи самовольно позволила себе распорядиться 19,5 процента акций Новосибирскэнерго. Едва ли чиновники всерьез интересовались энергетикой. Но не отрезать себе хотя бы какой-нибудь доли ароматного федерального торта они, видимо, не могли. К несчастью для губернатора, акции все еще оставались формально государственными, и просто так продать их не было никакой возможности. Тут-то в Новосибирске и появился Абызов. Он и предложил "заинтересованным лицам" простую, но достаточно эффективную комбинацию по выведению акций из-под государственного контроля. Требовалось только представить ее в виде некоммерческой "инициативы по оказанию помощи селу", которое, как уж у нас водится, нередко выступает разменной монетой.
ОРТЭК заключил с областной администрацией договор на поставку топлива для "нужд села". По случаю Абызов учредил еще одну "благотворительную" организацию - Агропромконтракт. В течение 1996-1997 годов фирмы Михаила Анатольевича поставляли в Новосибирск удобрения, запчасти и горючее. Причем товар отгружался в кредит. Задолженность области росла, и в качестве кредитной гарантии администрация передала Абызову тот самый пакет акций Новосибирскэнерго.
Что же здесь незаконного, спросит придирчивый читатель? Ответим: помимо того, что акции эти, как уже упоминалось, области не принадлежали, налицо и второе, не менее серьезное прегрешение. Генеральная прокуратура по Сибирскому федеральному округу установила, что поставки осуществлялись по завышенным ценам, то есть задолженность была фиктивной.
Государственные акции перешли Абызову, который вскоре их продал по рыночной цене Независимой энергетической компании.
Получается, что сначала фирмам Абызова в полтора раза и более переплачивали за поставки, а затем еще и дали крупную скидку на заложенные акции. В итоге согласно проверке, проведенной Контрольно-счетной палатой Новосибирской области, упущенная выгода составила более 200 миллионов рублей
С началом исполнения недавнего президентского указа по приведению местных законов в соответствие с федеральными центральные власти заинтересовались также и судьбой своей собственности. Проданный пакет акций Новосибирскэнерго попытались вернуть. Тогда-то и вскрылись многочисленные нарушения. Ныне изучается причастность к этим делам бывшего губернатора области и его первого заместителя Василия Киселева. Однако трехлетний срок давности по делу уже истек, а это является формальным поводом для прекращения расследования. Абызов же фигурирует в деле только как свидетель.
Напоследок хочется заметить следующее.
Как закономерный итог множества нераскрытых нашумевших дел и очевидной неуязвимости некоторых лиц, замешанных в громких скандалах, в российском обществе сложилось представление о том, что по-настоящему масштабные противозаконные деяния остаются безнаказанными. Беспризорнику, укравшему на рынке кошелек, или уличному хулигану, скорее всего, придется провести некоторое время в колонии режима той или иной степени строгости, соответствующей их "заслугам". Но псевдокоммерсантам порой и самое минимальное наказание не грозит. Напротив, некоторые даже проникают в Государственную Думу, ухмыляясь в ответ на хмурые взгляды следователей, вынужденных признать свое поражение.
К счастью, любое нормально развивающееся общество обладает "инстинктом самосохранения". Правовой произвол и коррупция - симптомы тяжелейшего кризиса, характерные признаки гибельной для государства болезни. И некоторым региональным руководителям, вокруг которых порой собирается немало желающих присвоить любую "бесхозную" собственность, давно следовало бы напомнить: все мы живем в едином государстве, где баланс интересов должен сохраняться благодаря существованию общих для всех законов.