06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МОЯ РОДИНА - РУССКИЙ ЯЗЫК

Мацкявичене Марина
Опубликовано 01:01 04 Октября 2001г.
"Русский язык - та составляющая, которая осталась у меня от страны, выходцами из которой были мои предки. Ведь я родилась и выросла в Литве, но душа моя всегда там, где звучит русское слово..." - пишет Нина Бунина, учительница русского языка и литературы из литовского города Висагинас. "Границы зыбки, дороги временны, и лишь язык всегда свяжет и согреет нас", - размышляет педагог-словесник из Кишинева Борис Щерба. "Как же быть мне, русской, рожденной в Казахстане, живущей на Западной Украине? Неужели у меня нет Родины? Конечно же есть! Моя Родина - русский язык!" - взволнованно восклицает львовская учительница Наталья Косторная.

В декабре 2000 года наша газета объявила конкурс на лучшее эссе "Моя Родина - русский язык" среди школьных преподавателей русского языка и литературы государств СНГ и Балтии. Идею конкурса подсказала сама жизнь. После развала СССР более двадцати миллионов наших соотечественников оказались во многом отрезанными от России, а значит, - от своих духовных, интеллектуальных корней. Почта "Труда", остающегося и на сегодняшний день российским изданием, которое регулярно получают и читают в республиках бывшего Союза, была переполнена письмами, рассказывающими о закрытии в новых независимых государствах русских школ, о постепенном вытеснении там "великого и могучего" языка в пользу "более нужного" английского. Национальные министерства образования стали отказываться от российских учебников для русских школ и издавать их либо своими силами, либо заказывать в западных странах. Лично мне довелось держать в руках задачник, изданный в девяностые годы для русских школ Литвы, - в Норвегии. Книжка буквально пестрела элементарными орфографическими и стилистическими ошибками. Шахматист, к примеру, именовался там не иначе как "шахматчик"... Учителя русских школ в Казахстане жаловались нам на то, что на уроки русского в первых классах отводится лишь два часа в неделю. А из Крыма шли письма о том, что русских детей заставляют учиться на украинском, а русский изучать лишь как "язык национальных меньшинств". В Крыму на российские учебники тоже, по сути, наложили запрет, и многие учителя рассказывали, что пользуются ими тайно, словно подпольщики. Сетовали на то, что понятие "русская литература" крымскими школьниками уже забыто. В программе, утвержденной в Киеве, есть просто "литература", где количество часов на изучение произведений Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя сознательно сокращено до минимума, а на зарубежных авторов, напротив, увеличено. Как тут не бить тревогу?
Организаторы конкурса, а в их число, помимо журналистов "Труда", вошли мэрия, первый вице-мэр столицы Людмила Швецова, члены Комитета общественных и межрегиональных связей столичного правительства и руководство Министерства образования РФ, стремились морально и по возможности материально поддержать тех, кто хранит и пропагандирует русский язык и великую русскую литературу вопреки всем препонам. Для лауреатов конкурса "Моя Родина - русский язык" столица установила денежную премию, которую решено было назвать Пушкинской.
По учительским сочинениям, пришедшим на конкурс, можно судить о многом. Некоторые работы, увы, похожи как близнецы. Их авторы посвящают оды русскому языку, с упоением восторгаются его богатством, не избегая красивостей и литературных штампов. Но ни слова не говорят о конкретных реалиях, о положении русских и русского языка в их государствах. За обилием общих слов проглядывает и опаска: а вдруг в республике прочтут все, что я на самом деле думаю, и не дай Бог, уволят... Но таких эссе все же немного. Большинство работ - это раздумья зрелых людей о своей миссии в сложном мире, об отношениях между людьми, о судьбе русского языка как категории не только лингвистической, но и духовно-философской. "Для языка нужен определенный фон, фон истории, фольклора, литературы, поэзии. Мы - те, кого называют русскими за рубежом, стремимся создать этот фон, сохранить, уберечь от разрушения. В этом нравственный долг русского человека, любящего свою Родину", - пишет в своем конкурсном сочинении преподаватель бишкекской гимназии Лариса Илеева.
Через несколько дней 50 словесников, отобранных по конкурсу, прибудут в Москву, причем не только за премиями, но и для того, чтобы принять участие в съезде соотечественников. О встречах с этими замечательными учителями "Труд" непременно расскажет.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников