УЧИТЬ ЯЗЫКИ

С утра гостиницу "Villon", расположенную в живописном пригороде Вильнюса, по периметру оцепила литовская полиция. Ждали высоких гостей, и они вскоре появились - президент Литвы Вальдас Адамкус и премьер-министр Альгирдас Бразаускас. Они приняли участие в открытии расширенного правления нефтяной компании ЮКОС. Впервые за свою почти десятилетнюю историю эта компания провела подобное мероприятие за пределами России. Раньше менеджеры собирались только там, где находятся собственные добывающие или перерабатывающие предприятия. Работа правления в Вильнюсе символизирует окончание одного этапа и начало другого. Компания стала одним из лидеров в российской нефтяной отрасли. А теперь она перешагнула национальные границы и недвусмысленно дала понять, что в ближайшее время намерена войти в первую десятку крупных международных нефтяных корпораций.

ТОК-ШОУ ВОКРУГ НЕФТИ
19 сентября НК ЮКОС завершила сделку по приобретению у американской Williams International Company второго пакета акций литовской компании Mazeikiu Nafta. В нее входят Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод, нынешняя мощность которого составляет восемь миллионов тонн в год, морской терминал в Бутинге и Биржайский нефтепровод. С учетом пакета акций, приобретенного летом, доля россиян в уставном капитале Mazeikiu Nafta увеличилась почти до 54 процентов. Сумма последней сделки составила 85 миллионов долларов.
Вместе с собственностью и правом управления всем комплексом НК ЮКОС взяла на себя обязательства Williams International по выданному под гарантии правительства Литвы кредиту Mazeikiu Nafta в 75 миллионов долларов. Однако даже этот "довесок" (не очень приятно платить по чужим долгам) не убавил оптимизма у ведущих менеджеров, которые связывают большие надежды с последним по времени приобретением. Об этих планах, а также о всем международном бизнесе компании ЮКОС, которому и была посвящена работа "заграничного" правления, чуть позже.
А сейчас несколько слов о вещах, напрямую не связанных с экономикой. Покупка Mazeikiu Nafta произошла не в какой-то там далекой загранице, а в стране, с которой у нас не заладились отношения еще со средних веков, не говоря уже об эпохе социализма. Поэтому сделка вызвала большой общественный резонанс, ее обсуждали едва ли не на каждой литовской кухне. Мнения разделились. Часть общества по принципиальным соображениям не одобряет смену хозяина в Мажейкяе: мол, танками нас не задавили, а теперь русский капитал по указке Кремля попытается приручить литовцев. Накануне правления на местном телевидении организовали даже ток-шоу на эту тему под водительством Познера.
Но несмотря на все усилия ведущего и присутствие противников прихода российского бизнеса в Литву во главе с бывшим премьером, депутатом парламента Андриусом Кубилиусом, полноценной дискуссии так и не получилось. Язык бизнеса оказался настолько прозрачным и понятным, что крыть-то, кроме как теоретическими предположениями типа: а "если президентом у вас станет Анпилов и он захочет нам отомстить?" - было нечем. Ну кому будет плохо от того, что нефтяной комплекс страны наконец-то заработает в полную силу, пойдут налоги в литовский бюджет, сохранится квалифицированная рабочая сила? ЮКОС ведь будет работать по местным законам, а не по российским.
- Но вы же сами понимаете, что российское правительство может принимать непрогнозированные решения, вдруг оно кран перекроет, - горячится один из наиболее активных участников ток-шоу.
- Я не очень уверен, что прагматичное правительство России может принимать какие-то непрогнозируемые решения, - отвечает глава ЮКОСа Михаил Ходорковский. - Оно очень заботится о репутации России как надежного поставщика энергоносителей. И Анпилов вряд ли придет к власти. Но если, например, из-за аварии, от которой никто не застрахован, остановятся поставки нефти на завод, то мы ее закупим на другом рынке и доставим через терминал в Бутинге. В данном случае наши интересы как бизнес-структуры естественным образом совпадают с интересами Литвы. Если вдруг появятся какие-то противоречия с вашим правительством, то на это есть суд, который и расставит все по своим местам. Это нормальный, цивилизованный подход к бизнесу.
В общем, дискуссия если и получилась, то какая-то вяловатая. Активно выступало человека три, они обвиняли Россию во всех грехах Советского Союза, как будто не зная, что такой страны больше нет. Подавляющее большинство других участников отмалчивалось, но, как мне показалось, вполне дружелюбно.
Вообще слухи о каком-то особенно негативном отношении к россиянам, похоже, преувеличены. В предпоследний раз я был в Вильнюсе на второй день после трагических событий у телебашни. И хотя меня повсюду сопровождали как журналиста новой России, входящей тогда еще в СССР, пускали повсюду, даже в забаррикадированный парламент, я все-таки часто замечал косые, тяжелые взгляды: мол, хороших русских не бывает. Сейчас ощущение иное. По крайней мере у меня.
А теперь вернемся к языку бизнеса и попробуем понять, зачем все-таки ЮКОСу понадобилась Mazeikiu Nafta? Чтобы ответить на, казалось бы, простой вопрос, сначала разберемся, какое место российская нефть занимает на мировых рынках и как может развиваться ситуация в обозримом будущем?
Сейчас мир "переваривает" три с половиной миллиарда тонн нефти в год. Более четверти от этого океана приходится на США. Далее по убыванию идут Европа и Тихоокеанский регион. В нашей стране роста потребления нефти в ближайшие десять лет практически не будет. В общем, энергетического кризиса не предвидится. Нефти навалом, причем больше всего ее, по данным независимого аудита, в России, как, впрочем, и газа. Крупнейшим поставщиком остается Ближний Восток. В России после серьезного спада в середине 90-х годов пошел рост добычи примерно по восемь процентов в год, и сегодня она достигает уровня в 370 миллионов тонн. Как добывать нефть, мы вроде бы вспомнили. Но вот как ее продать в условиях жесточайшей конкуренции?
В АМЕРИКУ РОССИЯ СНАРЯДИЛА ПАРОХОД
В начале лета из России в Америку прибыл пароход: впервые в истории танкер с двумя миллионами баррелей сибирской нефти разгрузился в Хьюстоне - столице штата Техас. Покупатель - ExxonMobil Corp, поставщик - компания ЮКОС. До конца года она направит к берегам Америки еще несколько танкеров. Поначалу это сообщение облетели первые полосы российских и многих зарубежных газет. Потом журналистов отвлекли паника на фондовых биржах, соперничество между долларом и евро, и о нефтяном танкере из России подзабыли. А зря, ведь речь идет не о простой коммерческой сделке. Возможно, на наших глазах рождается то самое новое энергетическое сотрудничество, о котором говорили на саммите в Москве президенты Путин и Буш.
Америка - крупнейший в мире потребитель нефти, даже по самым пессимистическим прогнозам, к 2010 году США выйдут почти на миллиард тонн потребления. Появится возможность для экспорта на американский рынок порядка 530 миллионов тонн нефти. Но Россия никогда не была здесь в числе ее поставщиков. США получают нефть от своих ближайших соседей - Мексики и Канады (около 20 процентов), из стран Ближнего Востока (17 процентов, или 140 миллионов тонн), а также из Южной и Центральной Америки.
После событий 11 сентября 2001 года обострилась необходимость уменьшить зависимость Соединенных Штатов от импорта углеводородов из нестабильных регионов. Вот тогда американцы и посмотрели на Россию с ее громадными запасами нефти и газа совсем другими глазами.
Но Америка далеко. Хотя как смотреть. Если глазами ЮКОСа, то получается, что она оказывается гораздо ближе к нашим нефтяным полям, чем к месторождениям Ближнего Востока. Путь из Мурманска до восточного побережья США намного дешевле, чем стоимость фрахта из Персидского залива. Но чтобы основательно выйти на крупнейший мировой рынок, надо решить "маленькую" проблему - построить трубу из района Нефтеюганска (Западная Сибирь) через месторождения в Коми, на которых работает ЛУКОЙЛ, в Мурманск. Длина трубопровода, большая часть которого пройдет по вечной мерзлоте, составит более трех тысяч километров. При мощности пятьдесят миллионов тонн потребуется, по оценкам, порядка четырех миллиардов долларов. Мощность трубы можно увеличить до ста миллионов тонн. Тогда российская нефть начнет серьезно конкурировать с арабской. В реальности этого проекта в ЮКОСе нисколько не сомневаются.
ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЕВРОПУ
На европейском рынке потребление растет гораздо медленнее, чем в США. Но это не означает, что здесь не за что бороться. Даже при самом скромном прогнозе роста ежегодного потребления нефти в полпроцента объем импорта на европейском рынке вырастет миллионов на семьдесят по сравнению с прошлым годом. Есть еще одна пикантная деталь, которая будоражит воображение всех экспортеров. Большинство аналитиков считают, что пик добычи нефти в Северном море пройден, в ближайшее время она начнет падать, хотя и очень медленно. Сейчас на европейскую нефть приходится 44 процента рынка, на Ближний Восток - 25 процентов.
В последнее время Россия существенно увеличила свою долю на европейском рынке, которая составляет сейчас 18 процентов. Через десять лет в результате возможного замещения российской нефтью сокращения объемов добычи в Северном море, эта планка может подняться до 25 процентов. Есть, правда, серьезный ограничитель - большинство европейских НПЗ перерабатывает легкую малосернистую нефть. Вот теперь понятно, почему ЮКОС купил Mazeikiu Nafta. Ведь местный НПЗ построен в последние годы существования СССР, естественно, под нефть марки "Юралс".
Литовский завод, мощность которого можно увеличить до двенадцати миллионов тонн, вместе с трубопроводом и терминалом в Бутинге даст возможность экспортировать в европейские страны от 16 до 20 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов. Это самый интересный европейский проект ЮКОСа, который позволит успешно конкурировать со странами Скандинавии, Восточной и Западной Европы. Кроме того, Mazeikiu Nafta позволит эффективно торговать нефтепродуктами на таких перспективных рынках, как Санкт-Петербург, Смоленская область, а также в Украине.
Надо сказать, что НК ЮКОС покупает не то, что под руку подвернется, а только те объекты, которые логически встраиваются в его стратегические планы. В конце прошлого года она приобрела пакет акций словацкой нефтетранспортной трубной компании "Транспетрол" вместе с правами управления. Его сеть расположена в самом центре Европы, соединяет между собой украинскую трубу с Чехией, Венгрией и Хорватией. На сегодня эффективная пропускная способность словацкой компании - двадцать миллионов тонн, а задействована только половина.
Мощностей хватает, проблема в потребителях. Решить ее поможет реализация проекта "Дружба - Адрия", которым ЮКОС занимается едва ли не со дня своего рождения. Суть его в обеспечении возможности транспортировки нефти из России через Венгрию и Хорватию в порт Омишаль на Адриатическом побережье. Морской терминал принимает там суда грузоподъемностью до 500 тысяч тонн. Отсюда нефть можно везти куда угодно - в США, Азию, Европу.
Этот заманчивый проект долго не реализовывался не по техническим или финансовым причинам, а из-за позиции Украины, которая требовала для себя особых условий за прокачку нефти по своей территории. Сейчас сложности, кажется, позади. Дней десять назад наконец-то подписан межправительственный договор, в котором участвуют все заинтересованные страны, о стабильном тарифе на всем протяжении трубы. Кроме того, "Транспетрол" через чешские заводы по трубе "Мера" открывает нефти ЮКОСа выходы на три крупных НПЗ на юге Германии. По этому поводу консультации уже идут. Словацкая компания дает еще и возможность снабжать российской нефтью завод, расположенный рядом с Веной. Сейчас он получает нефть издалека по трансальпийскому трубопроводу. А от трубы "Транспетрола" всего сорок километров. И здесь у компании ЮКОС хорошие перспективы.
ЮКОС ПО-ПЕКИНСКИ
К 2010 году потребление нефти в Китае возрастет до 320 миллионов тонн, половина будет добываться внутри страны. Основным поставщиком на этот бурно растущий рынок является все тот же Ближний Восток. Но Китай стремится диверсифицировать источники получения энергоносителей, что, безусловно, облегчило реализацию проекта строительства магистрали из Восточной Сибири до города Дацин. Это тоже детище ЮКОСа. Года четыре назад или даже больше, когда все только начиналось, многие едва ли не крутили пальцем у виска, мол, ребята, вы погорячились, ничего не выйдет. Теперь критиков нет, проектом занимаются на межгосударственном уровне, труба вот-вот начнет строиться. Где-то в 2005 году по ней будет перекачиваться сначала двадцать миллионов тонн в год, а потом и проектный максимум - тридцать миллионов. Уже сейчас ЮКОС поставляет в район Пекина два миллиона тонн нефти по железной дороге, возможно, поставки увеличатся до трех миллионов.
За всем этим стоят не амбиции молодой российской компании, а трезвый расчет: чтобы выжить, надо стать крупной международной корпорацией. Реализация всех направлений, о которых сказано выше, позволит к 2010 году добиться следующего баланса распределения нефти ЮКОСа. 30 миллионов тонн остается на переработку в России, 20 миллионов уйдет по нефтепроводу в Китай, около 45 миллионов тонн будет поставляться через систему "Транснефти" в Западную Европу, еще 35 миллионов пойдет через Мурманск в США. В добыче компания намерена достичь отметки 130 миллионов тонн и удерживать этот рубеж в ближайшие двадцать лет, возможно, и дольше.
ЮКОС уже достиг важного этапа: его затраты на разведку и добычу практически сравнялись с лучшими мировыми показателями. Теперь здесь решают проблему создания новой инфраструктуры, которая позволит поставлять нефть и нефтепродукты на интересующие рынки. Устанавливаются долгосрочные контракты, налаживаются партнерские взаимоотношения. Компания намерена и в дальнейшем покупать долевое участие в НПЗ, принимать участие в реконструкции заводов...
Поэтому совершенно не случайно на правлении прозвучал призыв изучать иностранные языки. Без этого будет невозможен дальнейший карьерный рост.