05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

И ПОЛКОВОДЕЦ, И ЛИТЕРАТОР
Антон Деникин. "Путь русского офицера"
Антон Иванович

И ПОЛКОВОДЕЦ, И ЛИТЕРАТОР
Антон Деникин. "Путь русского офицера"
Антон Иванович Деникин все еще остается в нашем сознании грубым воякой, стеснителем прав, душителем свобод. Но стоит углубиться в его книгу - и перед нами предстанет другой человек. Сын выслужившегося из солдат офицера и польской панночки был воспитан на медные деньги. И всему, чего в жизни достиг, обязан природному уму и каторжному труду. Именно эти качества и позволили ему стать Главнокомандующим Вооруженными силами юга России.
"Путь русского офицера" (издательство "ВАГРИУС") охватывает период с 1898 по 1916 год. "Очерки русской смуты" (вошедшие в книгу) - годы с 1918 по 1920. Здесь трагические дни Отечества предстают без пустозвонства, без прикрас. Сам же Деникин видится отнюдь не надувающим щеки "гигантом мысли, отцом русской демократии", а прямым и открытым русским человеком, безоглядно преданным Белой идее генералом.
Что же заставляет нас верить изложенному в книге? Что заставляет видеть, как Деникин бьет японцев, чуть не гибнет в знаменитом "Ледяном походе", насмерть стоит под Екатеринодаром? В первую очередь - писательское мастерство автора, его скупой, но и выразительный народно-военный язык. Кстати, дебютировал Деникин как писатель еще в 1898 году. И напрасно иронизировал Лев Троцкий: мол, взялся генералишко - после того как всыпали ему по первое число - не за свое дело! Был к тому времени изведен Антоном Ивановичем не один пуд бумаги. Нельзя не сказать и о неподдельной искренности Деникина. Искренне раскаивается он в ошибках, искренне ненавидит большевиков. (Так же искренне, а вовсе не из политических выгод, откажется он потом сотрудничать с гитлеровцами.)
Искренность же - первый шаг к правде. И такой шаг к правде о нашей истории, каждым из прочитавших книгу Деникина - будет сделан.
ВРЕМЯ ПРИТЧ ВОЗВРАЩАЕТСЯ?
Пауло Коэльо. "Алхимик"
История о пастухе Сантьяго коротка и на первый взгляд проста. Вот она в четырех строках. Из маленького испанского городка пастух, которому во сне привиделись пирамиды и сокровища под ними, отправляется в Африку. Там вместе с неким англичанином он попадает в оазис. Все остальное - любовь к обворожительной Фатиме, плен, превращение в ветер - лишь колоритные детали, окружающие эту встречу.
Кстати, сам автор пишет, что одиннадцать лет жизни отдал изучению алхимии. Может, поэтому его книга полна символов, скрытых предупреждений, многозначительных иносказаний. Однако популярность "Алхимика" (издательства "София" и "Гелиос"), переведенного уже чуть ли не в сотне стран, видимо, не в этом. А в том, что каждый, оказывается, может вершить свою Судьбу сам. Потому что, по словам Коэльо: "Когда ты по-настоящему чего-то желаешь, ты достигнешь этого, ведь такое желание зародилось в душе Вселенной". Нельзя не сказать и о том, что в книге как бы стирается грань между миром реальным и миром сверхреальным. А ведь "запредельная" жизнь нас всегда так чарует...
Проглядывает сквозь книгу-притчу и еще одна мысль: история парламентов и войн, этносов и государств - рассыпается в прах. А вот история отдельной души - неистребима. Это знали египтяне, возводя свои пирамиды для одной, великой души. Это знал Христос, поразивший саддукеев и фарисеев своей любовью к ближнему. Это понял и Пауло Коэльо, сжавший мир до притчи, а притчу вознесший до небес. Время притч возвращается?
НЕУДАВШАЯСЯ ЭПИТАФИЯ
Александр Бушков. "Д'Артаньян - гвардеец кардинала"
В ряду "дочерей Портоса", "сыновей Атоса" и прочей написанной "вослед" великому роману ерундистики - пополнение! Нам предложена новая версия жизни славного гасконца. Давно не дают покоя лавры историка беллетристу Бушкову. Тут, правда, надобно заметить: все исторические сведения, которыми он оперирует, можно было еще лет 30 назад почерпнуть из журнала "Наука и жизнь", а также из других источников. Напиши г-н Бушков романизированную и достоверную биографию Шарля де Батца д'Артаньяна Кастельморо - цены бы книге не было! Но наш автор идет другим путем. Он просто берет роман Дюма, накладывает на него кальку, а затем, оставляя основную схему взаимодействия персонажей, а также фон, колорит эпохи нетронутыми, меняет кое-где плюсы на минусы: делает добряков мерзавцами, умных - дураками, мушкетеров - гвардейцами. Забывая при этом, что Дюма писал роман, а не исследование. А стало быть, строил свое произведение по большей части на вымысле. Г-ну Бушкову тоже лучше было бы выдумать что-то свое, а не смешить мир такими "историческими" персонажами, как Гримо, Мушкетон.
Особо украшают "историческую" прозу выражения,вроде: "весомо, грубо, зримо" (В.Маяковский), "интересные дела" (современный российский сленг), "белобрысые милорды". А тут еще король, "в улыбке которого сквозило что-то садистское" (поклон от маркиза де Сада, годы жизни 1740-1814), король, выражающийся как заржавленный судейский "крючок": "Что вы хотели сказать, кардинал, столь интригующим заявлением?" Ну да что возьмешь с монарха, про которого написано: "Лицо короля было оторопелым и даже тупым". Вообще все "историческое" в романе (подобно этому лицу) почему-то никак не оживает. И это грустно. До того грустно, что даже кажется: нам предложили не "роман-эхо" - как это утверждается на обложке (издательства "Бонус", "ОЛМА-пресс", "Нева"), а роман-эпитафию. Ведь автор словно внушает нам: "Бросьте вы своего Дюма! Дюма умер. Да здравствует Бушков!"
Эпитафии, однако, не получилось. Ну никак не выкинуть нам из головы того реального д'Артаньяна, которого нарисовал ловкий француз! Никак не заменить его на машущего картонной рапирой гвардейца а la Bouсhkov.
ЖИЗНЬ СТАЛКЕРА
Александр Кайдановский в воспоминаниях и фотографиях
Александр Кайдановский был не только актером. Он хотел снимать фильмы в стиле "магического реализма" и писал к ним удивительные сценарии. При всем при этом Кайдановский оставался человеком высокой поэзии поступков и чистой совести. А после смерти он и вовсе стал культовой фигурой. Это шло, скорее всего, от некоей неразгаданности, сквозившей во всем облике актера-философа с первых же его ролей. Ну а когда он сыграл Сталкера в картине Андрея Тарковского - судьба его была предопределена. Забыть, отодвинуть образ проводника в незнаемое мы уже не сможем.
Большая личность требует серьезной, впечатляющей книги. Издательство "Искусство" как раз такую книгу и подготовило. Достаточно взглянуть на список тех, кто написал воспоминания о Кайдановском. Здесь Леонид Филатов и Иван Дыховичный, Никита Михалков и Вахтанг Кикабидзе, Маргарита Терехова и Кшиштоф Занусси, Сергей Соловьев и Георгий Тараторкин, Юрий Клименко и Отар Иоселиани. А если добавить к этим и другим достойнейшим именам неизвестные до этого фотопробы и фотографии Кайдановского, то в итоге получим уникальное издание, в котором сделана попытка ухватить смысл жизни таинственного проводника, тонкого наблюдателя жизни...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников