02 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЛЕОНИД ТРУШКИН: РАЗГАДАТЬ НЕВОЗМОЖНО

Лебедина Любовь
Опубликовано 01:01 04 Октября 2003г.
Народная артистка России отказалась праздновать свою юбилейную дату в родном коллективе и поступила по-женски: исчезла из Москвы на несколько дней, чтобы не принимать поздравлений, напоминающих ей, что она вошла в зрелую пору жизни (это неприятно слышать любой женщине), и не отвечать на каверзные вопросы журналистов. Сегодня о замечательной актрисе рассказывает руководитель театра Антона Чехова Леонид ТРУШКИН, у которого она репетировала последние полгода в спектакле "Смешанные чувства", вышедшем как раз к юбилею актрисы. Что это: простое совпадение или своего рода жест Чуриковой в сторону родного Ленкома, заранее не позаботившегося о пьесе, с которой она могла бы выступить в день своего рождения? С этого вопроса и началась наша беседа с Трушкиным.

- Инна Чурикова -ведущая артистка Ленкома и предана ему бесконечно, поэтому ни у кого и в мыслях не было что-то доказывать этому коллективу, просто так совпало. Мы бы могли сыграть "Смешанные чувства" в день рождения Инны Михайловны, а не 10 и 11 октября, но она так захотела. До Москвы этот спектакль уже прокатывался и в Самаре, и в подмосковном Королеве, где имел большой успех.
- Скажите, как вам удается уговаривать знаменитых актеров участвовать в ваших спектаклях, ту же Чурикову или Басилашвили, Хазанова?
- Это раньше, когда меня не знали, мне приходилось уговаривать, а теперь мои спектакли известны всем, поэтому уговаривать никого не надо. Откликаются те актеры, которых устраивает мой режиссерский "язык", ну а если нет, то вежливо отказываются. С Инной Михайловной я не был знаком до тех пор, пока они с кинорежиссером Глебом Панфиловым не побывали на моем спектакле "Цена". После этого никаких контактов у нас не было, пока я не позвонил ей и не предложил играть вместе с Хазановым в спектакле "Смешанные чувства". Она попросила прислать ей пьесу Ричарда Баэра, прочитала ее, всю ночь прорыдала над ней, как потом призналась, после чего дала согласие участвовать в постановке. Так что решающую роль в нашем альянсе сыграла пьеса, где речь идет о двух немолодых людях, когда-то друживших семьями, но потом у нее умер муж, а у него - жена, и вот в годовщину их смерти они встречаются и между ними завязывается роман. Думаю, Инну Михайловну заинтересовало и то, что героиня пьесы - ее сверстница. К тому же эта комедия добрая, помогающая зрителям пусть на короткое время освободиться от стрессов и негативных эмоций, вселяющая в них надежду, что не все в нашей действительности так уж плохо.
- Ну то, что Хазанов - комик, знают все, а у Чуриковой есть чувство юмора?
- Безусловно. К тому же Чурикова - натура страстная, сложная, с непредсказуемыми реакциями, никогда не знаешь, чего от нее можно ожидать как в драматическом плане, так и в комедийном. Иногда она бывает наивна, как ребенок. Например, когда они с Хазановым играют сцену близости, то его герой говорит: "Еще бы не быть зажатым, если Изя (покойный муж) всю ночь стоял у меня за спиной". Она спрашивает: "Ты серьезно?!" "Нет, - отвечает Хазанов,- я его, конечно, не видел, но дух его за нами подсматривал... " На что Чурикова говорит: "А мирин тоже за нами подсматривал?" Вы бы видели, как доверчиво, с какой долей наивности и даже страха Чурикова задает этот вопрос! Так могут спрашивать только дети, верящие в привидения и всякие чудеса. Инна Михайловна готова поверить всему, что делается на сцене.
- Поверить, но потом тысячу раз проверить в процессе работы?
- Конечно, она бесконечно проверяла и себя, и меня, и Гену. Но я не об этом говорю, а о той наивности, которая, несмотря на возраст, продолжает в ней жить. Не знаю, может быть, она специально это культивирует в себе, но я знаю точно: только одна актриса из ста тысяч может так по-детски открыто вести себя на сцене. Поверьте, я ничуть не идеализирую ее, может быть, в жизни она и практична, но если в артисте не заложена наивность, то сыграть ее невозможно.
- Итак, Чурикова умеет вести себя, как наивный ребенок, об этом, кстати, постоянно говорил генеральше Епанчиной - героине Инны Михайловны - князь Мышкин - Евгений Миронов - в телефильме "Идиот". А вот придя на репетицию, она может заявить: у меня болит голова, поэтому прошу не трогать меня?
- Мы бы никогда не дошли до премьеры, если бы Чурикова позволяла себе капризничать. Не то что с головной болью, а выжатая как лимон, со страшным давлением, от которого ее шатало, она проходила одну сцену за другой, донимая меня вопросами. Инна Михайловна вообще никогда не делает того, чего не понимает, ей обязательно надо дойти до самой сути. И когда я порой срывался и кричал: "Ну попробуйте, сыграйте так, как вы хотите, и больше не мучайте меня", - то она начинала играть так, что у меня челюсть отвисала от удивления.
- И все-таки не пытайтесь убедить меня, будто звездность не повлияла на характер Чуриковой.
- Если бы это было, то я смог бы заметить - глаз-то у меня наметанный. Но я никогда не видел, чтобы она грубо разговаривала с рабочими сцены, вела себя высокомерно на гастролях, со зрителями. И в этом они с Хазановым схожи. Скажу вам больше: меня предупреждали коллеги, что я наплачусь с Чуриковой, которая ведет себя как примадонна. Но я не послушался их и правильно сделал.
Что греха таить, многие талантливые артисты идут в антрепризу только из-за денег. Здесь все было наоборот, она даже отказалась брать деньги за репетиции. Не деньги ее прельстили, а пьеса, роль, которая легла ей на душу. Когда под конец сезона я увидел, до какого нервного истощения довела себя Чурикова, засыпающая только со снотворным, то отправил ее и Гену на неделю за счет театра в подмосковный санаторий "Сосны", чтобы они там отдохнули и заодно подучили текст. В смысле отношения к своему здоровью они с Геной антиподы. Тот очень следит за собой, соблюдает диету, ходит на разные лечебные процедуры. И я его за это уважаю, поскольку здоровье артиста - одна из главных составляющих профессии. Инна же может съесть то, что ей строго противопоказано, не пойти к врачу, когда надо, и так далее. В этом смысле мы с ней очень похожи, а это было важно: когда долго находишься в близком контакте с артистом, то знаешь о нем все и ничего объяснять не надо, примерно как мужу и жене или любовникам... (Смеется).
- То, что вы с Чуриковой любовники, - в это вряд ли кто-то поверит, и все-таки, когда вы почувствовали, что она вам доверяет?
- "Я вам абсолютно верю" услышал от нее только через три месяца работы.
- Говорят, труднее всего на сцене играть любовь. Ваш выбор пал на Чурикову, потому что она умеет это делать?
- Играть любовь на сцене нельзя, надо играть непрерывную борьбу двух любящих сердец и при этом излучать особую энергию, которая у Чуриковой есть. Более того, она необыкновенно сексуальна, это видно по ее глазам.
- Тем не менее вы не уговаривали ее раздеться, как это сделал Борис Мильграмм в спектакле "Овечка". Я все хочу спросить Инну Михайловну, зачем ей понадобилось обнажаться, неужели это так было необходимо по роли, и чего ей потом стоило прочесть массу критических статей по этому поводу.
- Да, Чурикова слишком переживает, когда читает критику. Поэтому я предупредил ее: Инна, будьте заранее готовы к резкой критике, независимо от того, какой получится спектакль, хороший или плохой, поскольку меня любят ругать. Она обещала не читать.
- Странно, мне всегда казалось, что Чурикова умеет отделять зерна от плевел, что у нее "мужской" ум.
- Простите, но я не понимаю, как у женщины может быть "мужской" ум. Чурикова - само воплощение мудрой женщины, и этим все сказано. У нее хватило мудрости погасить один серьезный конфликт, возникший между нами, который мог закончиться разрывом, и я ей благодарен за это. Так же благодарен Глебу Панфилову, который, посмотрев репетицию, посоветовал не прекращать работу. Вообще-то это счастье, что у Инны Михайловны есть такой муж. Его она называет не иначе как Глебушка, а любимого сына - Ванечкой. Она прекрасная жена и мать, а это очень редко встречается среди актрис, в основном сосредоточенных только на себе.
- Выходит, она счастливый человек?..
- Пожалуй, что так, хотя у талантливого человека никогда не бывает все просто, даже если у него все есть. И то, что творится у него на душе, никому не дано узнать. Это вечная загадка.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников