СЮРПРИЗЫ "АМУРСКОЙ ОСЕНИ"

Красочной церемонией в областной филармонии завершился кинофорум "Амурская осень", который прошел в Благовещенске. Две недели главный город Приамурья принимал мастеров кино, которые в таком количестве на местных зрителей еще не обрушивались. В этой грандиозной акции приняло участие порядка 150 кинематографистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Вильнюса, Риги, Киева...

Результаты этого беспрецедентного для Дальнего Востока и Сибири действа еще будут обсуждаться. Но первые итоги, которыми поделился с журналистами мэр Благовещенска Михаил Колядин, весьма впечатляют. На мероприятиях кинофорума побывало более 20 тысяч зрителей - это едва ли не каждый десятый житель города. Творческие вечера Инны Макаровой, Зинаиды Кириенко, Светланы Крючковой, Виталия Мельникова, концерты и выступления Аристарха Ливанова, Юрия Назарова, Светланы Светличной, Натальи Варлей, других мастеров экрана прошли в переполненных залах.
Весть о кинофоруме разнеслась не только по России, но и аукнулась в соседнем Китае. Звезды нашего кино, одолев на пароме Амур и проделав ночной бросок в глубь Китая, мощным десантом высадились в Харбине, который, напомню, был когда-то основан и построен русскими людьми. Здесь мастера экрана посетили русское кладбище, увы, изрядно заброшенное, побывали в одном из сохранившихся православных храмов, навестили 92-летнюю Ефросинью Андреевну Никифорову - последнюю представительницу русской диаспоры, наконец, повстречались с китайскими кинематографистами. С последними договаривались о том, чтобы на следующий год провести в Харбине неделю российского кино, а в перспективе открыть свой фирменный кинотеатр, где будут идти ленты с маркой "Мосфильма", "Ленфильма". В стране, где с фантастическим успехом были показаны фильмы "А зори здесь тихие", "Служебный роман", "Двенадцать стульев", другие "хиты" советского экрана, где экранизировали "Павла Корчагина", думается, есть возможность завлечь зрителей в кинозалы на "неизвестное" нынче российское кино. В отличие, кстати, от родной страны, где наши новые фильмы по-прежнему вызывают изрядное недоверие...
Вот ведь парадокс: зрители Благовещенска охотно ходили на встречи с мастерами нашего кино, но частенько игнорировали само кино. Залы на многих конкурсных фильмах были наполовину пусты. Эту странную ситуацию можно объяснить как стоимостью билетов - от 90 до 140 рублей (а это немало для провинции), так и качеством представленных на конкурс фильмов. То вялые, то агрессивно "навороченные" картины "Черный мяч", "Солнечный удар", "Дурная привычка" могли навсегда (простите дурного вкуса каламбур) отбить у нормального зрителя привычку ходить в кино. "Других фильмов у меня для вас нет", - остроумно парировал президент кинофорума Сергей Новожилов упреки журналистов по поводу качества программы. И справедливо указывал на то, что хорошо "раскрученные" ленты - среди них "Кармен", "Бедный, бедный Павел", "Другая женщина, другой мужчина" - произвели в Благовещенске некоторый ажиотаж. А внеконкурсный "Бумер" сопровождал даже настоящий бум - даром, что этот фильм уже прошел в прокате...
Зрительское жюри, которое было сформировано из представителей местной интеллигенции, в основном совпало в своих оценках и пристрастиях с широкой аудиторией, но достаточно определенно размежевалось с критиками. Главный приз имени Валерия Приемыхова получил р-р-роковой шлягер Александра Хвана "Кармен", временами вольно, а временами фривольно пересказывающий на современном материале фабулу знаменитой новеллы Проспера Мериме. А достаточно глубокий, культурный фильм классика российского кино Виталия Мельникова "Бедный, бедный Павел", которому многие кинематографисты прочили победу, был удостоен лишь второго по значению приза - за лучшую режиссуру. И это при том, что Мельников - "свой", дальневосточник. Правда, был замечен Виктор Сухоруков, органично перевоплотившийся из убийц, которых он немало переиграл на своем веку, в убиенного императора: актер получил приз за лучшую мужскую роль. Это справедливое решение как-то примирило меня с неожиданностью основного вердикта.
Но Благовещенск вообще преподнес немало сюрпризов. Так, ничего не получил фильм "Ключ от спальни" Эльдара Рязанова - некогда самого популярного, подлинно "зрительского" режиссера. Зато достаточно громко прозвучал дебютный фильм доселе мало кому известного Григория Никулина "Не делайте бисквиты в плохом настроении", совершенно не замеченный и даже обруганный на "эстетском" "Кинотавре". Этот образчик отменно душещипательного, "с человечинкой" кино прошел в Благовещенске "на ура". В итоге - приз за лучший сценарий Татьяне Москвиной и премия Эре Зиганшиной за лучшую женскую роль. Вот и думай после этого, что публика - дура.
Нет, публика имеет свои пристрастия, вкусы, потаенные надежды, которые могут сколько угодно не нравиться критике, в том числе и мне, но которые нельзя отменить никакими умными рассуждениями о пользе "высоколобого" кино. Обычно на фестивалях мнение публики не учитывается вовсе или учитывается очень слабо. А вот в Благовещенске сделали наоборот. И, думается, тем самым выиграли, нашли не занятую никем нишу в фестивальном движении. Может, итоги кинофорума в Благовещенске заставят режиссеров думать не только о высоких материях, но и о "презренной" кассе, о необходимости возвращать потраченные деньги, наконец, о потребностях простых зрителей, которых рано или поздно все-таки придется возвращать в кинотеатры. Не только и не столько в китайские, сколько в наши...