К сожалению, фон этих непростых переговоров пока не позволяет дать однозначно утвердительный ответ о ближайших перспективах вступления этой мусульманской страны в Евросоюз. Буквально накануне, 28 сентября, Европарламент принял довольно жесткую резолюцию, которая потребовала от Турции признать геноцид армян в начале прошлого века. Он также указал Турции на допускаемые ею нарушения прав человека, национальных меньшинств, ущемление прав инаковерующих, что несовместимо со стандартами ЕС, и отложил ратификацию протокола между ЕС и Турцией по таможенным вопросам. Причиной такого решения, за которое проголосовало около 2/3 европарламентариев, стал отказ Турции признать Республику Кипр.
Турция в ответ в очередной раз отвергла требование о признании геноцида армян. Ее премьер-министр Тейип Эрдоган подчеркнул, что резолюция Европарламента - это не правовой документ и она не может служить в качестве предварительного условия вступления Турции в ЕС.
Не очень удачно прошла и состоявшаяся накануне переговоров встреча постоянных представителей стран - членов ЕС в Брюсселе, которая должна была подготовить рамочный документ, своего рода "дорожную карту", в соответствии с которой будут проходить дальнейшие переговоры о присоединении Турции к ЕС. Дело в том, что некоторые страны, в частности Австрия, предложили Анкаре не полноправное членство, а статус привилегированного партнера.
Позиция Турции сводится к тому, что, во-первых, она должна стать полноправным членом ЕС, никакой иной статус (привилегированное партнерство, ассоциированное членство и т.п.) ее не устраивает. Во-вторых, Турция не обязана признавать Кипр. В-третьих, на пути в ЕС ей не должны навязываться в качестве предварительных никакие условия (имеется в виду прежде всего требование о признании геноцида армян).
В целом, надо отметить, перспективы вступления Турции в ЕС выглядят пока довольно туманными. Объединенная Европа, конечно, заинтересована в том, чтобы эта страна, занимающая важное геополитическое и военно-стратегическое положение, сильная в военном отношении, располагающая достаточно квалифицированными трудовыми ресурсами и способная внести свой вклад в экономику Европы (сельское хозяйство, строительство, туристическая сфера и др.), стала ее членом.
Но, с другой стороны, существуют и серьезные опасения как среди европейских обывателей, так и среди политиков. Европа уже сталкивается со многими проблемами, связанными с ее мусульманской диаспорой, численность которой постоянно увеличивается. Членство Турции может еще более осложнить эти проблемы. Свою тормозящую переговоры лепту вносит и недавний конфуз с принятием конституции ЕС.
Надо учитывать и то, что в ведущих странах Европы довольно сильно влияние проармянского лобби, которое будет продолжать настаивать на том, чтобы перед Турцией в качестве предварительного условия вступления было выдвинуто требование об обязательном признании геноцида армян.
Еще одна серьезная проблема - это Кипр. Но она видится не столь непреодолимой, как вопрос о признании Турцией геноцида. Поэтому можно ожидать, что переговорный процесс между Брюсселем и Анкарой о членстве Турции в ЕС будет продолжен. В этом заинтересованы обе стороны.
Еще один важный побудительный для Евросоюза мотив принять Турцию в свои ряды - это его российская политика, которая принимает в последнее время все более двусмысленный характер. В ЕС много говорят о важности выстраивания тесных партнерских отношений с Россией. Правда, реальных шагов в этом направлении делается мало, тем более что политики в Брюсселе поднаторели за последние годы в выстраивании бюрократических препон на этом пути. Не секрет и то, что в Объединенной Европе значительным весом пользуются те силы, которые стремятся создать вокруг России своеобразный санитарный кордон, протянувшийся от северных морей до Каспия. И Турции в этих замыслах отводится важная роль.
Но идти переговоры о приеме Турции в ЕС будут, скорее всего, ни шатко ни валко, по крайней мере в ближайший период. Во-первых, из-за влияния тех тормозящих факторов, о которых шла речь выше, и из-за тех ожидаемых в Европе неприятностей, которые принесет с собой членство большой (около 70 млн. человек) мусульманской страны, уровень экономического и социального развития которой все же уступает большинству стран Европы. Но самое главное - Европа должна пережить переходный процесс, вызванный ее недавним значительным расширением, урегулировать вопрос о принятии евроконституции...