18 октября 2017г.
МОСКВА 
12...14°C
ПРОБКИ
0
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.34   € 67.46
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НА ПОЛПУТИ К "БАТУМУ"

Не сказать, чтобы о ВВП не было пьес: он фигурирует в сценариях "Кукол", в сатирической комедии

Не сказать, чтобы о ВВП не было пьес: он фигурирует в сценариях "Кукол", в сатирической комедии Андрея Мальгина "Присядкин на том свете", в драме Виктора Тетерина "Путин.doc", герои которой соревнуются, кто крепче любит президента и наделает больше добрых дел в его честь... Написать роман или снять кино со спецэффектами можно про что угодно, а в театре можно поставить только про то, что есть. Элементы иной реальности вроде летающего Карлсона тут еще можно устроить, но в основном театр - если он не хочет ограничиться перепевами Чехова - работает с той действительностью, которая за окном. А за окном главным образом Путин. Неудивительно, что он оказался героем сразу нескольких драм, из которых большинство пока не поставлено, потому что неясно, как к нему подступаться. Комедия? Рискованно. А до героической биографической драмы в духе "Батума", из-за которого Булгаков в конце концов и умер, дело еще не дошло. Вот когда кто-то из крупных отечественных драматургов напишет пьесу "Дрезден", это будет сигналом о том, что культ необратим.
Пьеса Косицына и Чертовой сделана по старым добрым лекалам: был такой фильм Григория Александрова "Русский сувенир". Над тайгой терпит крушение самолет с иностранцами, летящими в Москву на экскурсию. Добираться до Москвы им всем, чудесно спасшимся, приходится то пешком, то на попутках, и по ходу они успевают узнать и полюбить нашу удивительную Родину. Картина смешная, хотя совсем не в том смысле, какой мечтался Александрову. У новых драматургов над тайгой терпит крушение вертолет, в котором летит Путин и пишущий о нем американец. Плагиат налицо, и хорошо, если нынешние авторы не слыхивали о "Русском сувенире", легшем на полку почти сразу после выхода (тогда общество было умнее и самокритичнее, чем сейчас). Хуже, если Чертова и Косицын намеренно используют старый агитпроповский ход, облажавшийся уже при советской власти. Авторы утверждают, что Путин у них говорит только цитатами из собственных речей. Они с американцем знакомятся с аборигенами, пробираются в Москву и успевают за это время окончательно полюбить и друг друга, и Россию, и Америку, и суверенную демократию. Изложенная драматургами фабула заставляет предположить, что перед нами ядовитая комедия с элементами пародии на современную телепропаганду, давно скатившуюся к брежневским штампам, но что-то непохоже. Вряд ли в наши времена сразу три театра приняли бы на вооружение сатирическую пьесу, да еще и к 55-летию главы государства. Видимо, перед нами компромисс - попытка делать начальству приятное с веселой миной.
Вот так теперь и будет, ибо пьеса явно задает стиль для целой эпохи - еще не бронзовой, но уже бронзовеющей. Шутить можно, но над американцем. Выводить первое лицо на сцену тоже можно, но с обожанием. Острить над нравами аборигенов можно и должно, но любовно, бережно. А главное - раз пьеса о Путине дошла до подмостков, значит, театру действительно не о чем больше рассказать. То есть реальность, по сути, свелась к первому лицу, как бы оно ни называлось, и именно это лицо станет героем нового искусства: культ личности возникнет не только потому, что все обожают личность, но прежде всего потому, что никаких личностей нет. Есть должность. Она-то и есть главный герой русского искусства начала XXI века.


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.