НА ПОЛПУТИ К "БАТУМУ"

Не сказать, чтобы о ВВП не было пьес: он фигурирует в сценариях "Кукол", в сатирической комедии

Не сказать, чтобы о ВВП не было пьес: он фигурирует в сценариях "Кукол", в сатирической комедии Андрея Мальгина "Присядкин на том свете", в драме Виктора Тетерина "Путин.doc", герои которой соревнуются, кто крепче любит президента и наделает больше добрых дел в его честь... Написать роман или снять кино со спецэффектами можно про что угодно, а в театре можно поставить только про то, что есть. Элементы иной реальности вроде летающего Карлсона тут еще можно устроить, но в основном театр - если он не хочет ограничиться перепевами Чехова - работает с той действительностью, которая за окном. А за окном главным образом Путин. Неудивительно, что он оказался героем сразу нескольких драм, из которых большинство пока не поставлено, потому что неясно, как к нему подступаться. Комедия? Рискованно. А до героической биографической драмы в духе "Батума", из-за которого Булгаков в конце концов и умер, дело еще не дошло. Вот когда кто-то из крупных отечественных драматургов напишет пьесу "Дрезден", это будет сигналом о том, что культ необратим.
Пьеса Косицына и Чертовой сделана по старым добрым лекалам: был такой фильм Григория Александрова "Русский сувенир". Над тайгой терпит крушение самолет с иностранцами, летящими в Москву на экскурсию. Добираться до Москвы им всем, чудесно спасшимся, приходится то пешком, то на попутках, и по ходу они успевают узнать и полюбить нашу удивительную Родину. Картина смешная, хотя совсем не в том смысле, какой мечтался Александрову. У новых драматургов над тайгой терпит крушение вертолет, в котором летит Путин и пишущий о нем американец. Плагиат налицо, и хорошо, если нынешние авторы не слыхивали о "Русском сувенире", легшем на полку почти сразу после выхода (тогда общество было умнее и самокритичнее, чем сейчас). Хуже, если Чертова и Косицын намеренно используют старый агитпроповский ход, облажавшийся уже при советской власти. Авторы утверждают, что Путин у них говорит только цитатами из собственных речей. Они с американцем знакомятся с аборигенами, пробираются в Москву и успевают за это время окончательно полюбить и друг друга, и Россию, и Америку, и суверенную демократию. Изложенная драматургами фабула заставляет предположить, что перед нами ядовитая комедия с элементами пародии на современную телепропаганду, давно скатившуюся к брежневским штампам, но что-то непохоже. Вряд ли в наши времена сразу три театра приняли бы на вооружение сатирическую пьесу, да еще и к 55-летию главы государства. Видимо, перед нами компромисс - попытка делать начальству приятное с веселой миной.
Вот так теперь и будет, ибо пьеса явно задает стиль для целой эпохи - еще не бронзовой, но уже бронзовеющей. Шутить можно, но над американцем. Выводить первое лицо на сцену тоже можно, но с обожанием. Острить над нравами аборигенов можно и должно, но любовно, бережно. А главное - раз пьеса о Путине дошла до подмостков, значит, театру действительно не о чем больше рассказать. То есть реальность, по сути, свелась к первому лицу, как бы оно ни называлось, и именно это лицо станет героем нового искусства: культ личности возникнет не только потому, что все обожают личность, но прежде всего потому, что никаких личностей нет. Есть должность. Она-то и есть главный герой русского искусства начала XXI века.