ТАТЬЯНА ДОГИЛЕВА: НА ЛЕДОВОМ ШОУ МЕНЯ КОЛОЛИ ПОСТОЯННО!

ПЛАВАЮ Я ПЛОХО...
- После выхода "Покровских ворот" и по сей день многие ваши поклонники

ПЛАВАЮ Я ПЛОХО...
- После выхода "Покровских ворот" и по сей день многие ваши поклонники уверены, что вы - мастер спорта по плаванию.
- У меня первый разряд по художественной гимнастике. А плаваю я плохо. И в "Покровских воротах" я просто стояла на старте и делала вид, что ныряю. Плавала же чемпионка Москвы. Потом все смонтировали. К спортсменам же у меня с детства большое уважение и почет. После школы я даже собиралась поступать в Институт физкультуры. Это одна из моих жизненных дорог, по которой я не пошла. Но осталась азартной болельщицей. Обожаю наблюдать за спортивными тренерами! Потому что это такое количество эмоций, нервов плюс сильное биополе, и они так бывают ярки в своих проявлениях, что для меня их поведение во время выступлений их учеников - одно из самых интересных зрелищ.
- Вам предлагали еще роли спортсменок?
- Заканчиваю сниматься в фильме Бориса Токарева "Дистанция". Это история становления нашей олимпийской чемпионки, бегуньи Светланы Мастерковой. Я играю тренера главной героини. Я топчу в кроссовках стадион "Лужники" (там проходили съемки части эпизодов фильма) и веду себя так, будто я своя в той "олимпийской" компании. Крайне весело! Как возвращение в детство!
- Спортивные тренеры все чаще появляются в развлекательных телепрограммах, в обществе возникает все больший интерес к их деятельности... А что вы можете сказать об этой профессии, зная ее теперь изнутри?
- О! Одна из самых страшных профессий! Немножко похожа на режиссуру! (Татьяна сама талантливый режиссер, поставила несколько театральных спектаклей и прошлой весной сняла фильм. - В.К.) Когда ты сидишь в зале, а актеры на сцене играют спектакль - и вдруг что-то делают не так, ты уже ничего сделать не можешь! Сидишь как на иголках, на сцене все уже происходит без тебя...

- Спортсмены и актеры, наверное, чем-то похожи. И те и другие не жалеют себя, испытывают непомерные нагрузки. То есть, для них важен процесс преодоления, иначе скучно...
- Да, похожи. Прежде всего тем, что пик их работы - всегда публичность - спектакль или соревнования... Они выносят результаты своей работы на суд большого количества зрителей. Они должны понравиться многим. Отсюда специфическая психика. Способность переживать стрессы... Ведь далеко не каждого выпихнешь на трехтысячный зал, многие просто боятся такого внимания. Фигуристка Лена Соколова рассказывала, что на чемпионате ей бывает так страшно, что она забивается в угол: не пойду, не пойду. И ее тренер выпихивает на лед. Они зависят от чужого мнения.
- Я пыталась сделать свою семилетнюю дочь спортсменкой. Она походила на гимнастику месяца три. Вечерами рыдала: сажают на шпагат, тянут во все стороны - больно. Бросила...
- Значит, вашей дочке просто не суждено быть гимнасткой. Если бы она была гимнасткой по судьбе, она бы выдержала все эти тренировочные моменты. Еще и дома бы сама шпагатики делала...
- А мне кажется, дети изначально ленивы, их надо заставлять что-то делать, чтобы был результат...
- Нет! Дети - спортсмены, и цирковые дети - они совсем другие. Они почти взрослые. Они мир воспринимают через другие моменты и вещи, нежели обычные люди. Вон фигуристы. Для них люди делятся на две категории: те, кто умеет кататься, и те, кто не умеет. Не на хороших и плохих (смеется). Это другой мир. Там живет другое население. Они только внешне на нас похожи... Вон Светлана Мастеркова, героиня нашей "Дистанции", немного рассказывала о своей жизни. "Было шесть операций, потому что когда бегаешь, на ногах нарастают узелки, их надо срезать..." Это преподносится не как трудности, как трагедия - а как специфика профессии.
УЖАСНО БОЛЕЛО ВСЕ!
- Участие в ледовом шоу лично для вас было преодолением, сложностью?
- Это было... приключение. После тренировок у меня ужасно болело все! Мне такие нагрузки - будем говорить откровенно - не по возрасту. Как-то подскочило давление, прямо во время шоу. Было 140 на 100. И это при моем постоянном - 90 на 60. Я подумала: все, умираю. Рыдала постоянно. Меня уколами закалывали. Я поэтому и ушла - испугалась, что не выдержу таких стрессов. В какой-то момент подумала: "соревнование на коньках моему организму не пережить!"
- Моя мама с подругами плакали, когда вы уходили...
- Но я не могла больше кататься! Соединение спорта и телевидения оказалось гремучей смесью. Вы не представляете, какой это адский труд. Тяжелый, каторжный, нервный труд. Одно дело, когда катаешься в удовольствие. И другое - когда соревнуешься, причем на камеру... Я знаю, как мне настроить себя на спектакль, на выступление - это я умею. Но как мне справиться с моими ногами, которые не едут? Не получают сигналы от мозга, отказываются с мозгом сотрудничать! Но я вспоминаю о коньках с радостью и удовольствием. И сейчас, когда пошла новая часть шоу, с новыми участниками, я с удовольствием езжу в гости - и на тренировки, и на шоу. Я их полюбила.
ЙОГА ПОМОГАЕТ ОТ БОЛИ В СПИНЕ
- А сейчас спортом часто занимаетесь?
- Стараюсь. Лет-то мне немало (улыбается). И есть проблемы со здоровьем. Если бы я не занималась - йогой и плаванием в бассейне - я бы себя очень плохо чувствовала.
- Йога - модное сегодня направление...
- Я пришла к йоге, потому что у меня проблемы с позвоночником. И все другие нагрузки вызывали у меня боль в спине. А йога помогает. Я с радостью и оптимизмом стала смотреть на мир. Занимаюсь два раза в неделю, если имею такую возможность. И каждый день стараюсь делать набор упражнений определенных, которые мне больше всего нравятся. Иногда даже выполняю днем перед спектаклем.
- Как строить свой график, чтобы быть здоровым и счастливым?
- Это, наверное, не ко мне вопрос. Кого-нибудь другого спросите. У меня большая проблема - бессонница. И у меня день строится исходя из того, спала я сегодня или не спала.
- А о здоровом питании что скажете?
- Тоже не моя тема. Сами понимаете, что на съемках артисты, как правило, едят то, что им дадут. А сейчас я снимала свой фильм, была кинорежиссером - так я вообще ничего не ела. То не успевала, то нервничала и не хотела... В результате заработала эрозию желудка... Я знаю, что надо питаться правильно. Но я этого не делаю.
- Вы были строгим кинорежиссером?
- Была строга. Я поняла, что на самом деле все зависит от режиссера. Главное - не дать расползтись по углам большому количеству людей, занятых в съемочном процессе. Но я не могу долго рассуждать об этом. Я всего один фильм сняла. Маленький, малобюджетный. Зачем я сейчас буду строить из себя великого кинорежиссера? Я получила опыт, и очень рада. Возможно, я буду и дальше ставить фильмы.
- Но проявить себя диктатором удалось?
- Да, конечно. Я кричала на группу - "распустились все"...
- Понравилось?
- Мне понравилось, что я все сделала. Это вызывает у меня такое восхищенное изумление (смеется). Не собой, не собой.
Счастье - не в моем репертуаре
- Что такое счастье, на ваш взгляд?
- ...Я вообще такими глобальными категориями не мыслю. Они не в моем репертуаре. Я... попроще.
- Хорошо, тогда: что для вас - радостный день?
- Радостный день - каждый. Главная задача - эту радость не упустить. Не затмить ее всякими гадостями и придуманными неприятностями. Не дать его испортить никому и ничем.
- По-моему, если приходится просыпаться в шесть утра, день испорчен уже автоматически!
- Но вы же просыпаетесь не просто так! Я, например, еду на съемки. Я, посидевшая четыре года без съемок, знаю, что работа - это радость. Ты занимаешься любимым делом и получаешь за это деньги. А на деньги можно купить другие радости: вещи, путешествия, развлечения - по мелочи... Поэтому я могу пережить необходимость встать в шесть часов. Это будучи тридцатилетней артисткой и считающей, что она многое сделала в искусстве, я думала: какие негодяи заставляют артистку вставать в шесть утра. Как она может сниматься в шесть утра? Когда у нее еще талант спит!!! (смеется) А сейчас - ничего. Я где-нибудь днем прихвачу на сон пару часочков. Зато у меня съемочный день. Конечно, мы здесь не будем говорить про болезни, несчастья - трагический период жизни... А так каждый день - это радость.
- В чем найти радость человеку, у которого нет, как у вас, любимой работы - в кино?..
- А вы думаете, у меня радость только в съемках? (заливисто смеется) Не только! Ой, не хочется мне на высокие категории уходить... У меня растет дочь. Ей 12 лет. Когда-то она была маленьким комочком - совсем крошечным, который ничего не говорил. А теперь она прекрасно шутит и восхищает меня своими шутками. Из комочка вырос человек метр шестьдесят ростом. Это прекрасно! Много всего! Природа замечательная! Интересные встречи происходят почти каждый день. Внутренние открытия. Это так здорово, когда ты живешь...
- Оптимизм - главный секрет того, что у вас сияют глаза?
- ...Ну вы ставите меня в неловкое положение. Даже не знаю, что ответить вам на ваш вопрос...
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Татьяна Догилева родилась 27 февраля 1957 года в Тамбовской области. О сцене мечтала со школы. В 1974 году поступила в ГИТИС. Ее дипломной работой стала роль Беатриче в спектакле "Много шума из ничего". После окончания Догилеву взяли в труппу Ленкома. С 1985 года - актриса театра имени Ермоловой.
Дебютировав в кино в 1978 году в фильме "Безбилетная пассажирка", позже Догилева снималась в картинах: "Василий и Василиса", "Частная жизнь", "Нежданно-негаданно", "Пчелка", "Отель "Эдем", "Одна на миллион", "Обещание любви", "Жених из Майами", "Покровские ворота". Одним из любимых зрителями образов, стала роль "пробивной" и в то же время наивной продавщицы из фильма "Блондинка за углом", где Догилева играла в дуэте с Андреем Мироновым. В качестве режиссера поставила спектакль "Лунный свет, медовый месяц" по английской пьесе, которую перевел ее муж Михаил Мишин. Некоторое время вела передачу "Две правды" на канале НТВ.