ВИДЕО ПО ЦЕНЕ "ЖИГУЛЕНКА"

Андрей Житинкин, режиссер:
- Свой первый видеомагнитофон я приобрел на чеки в магазине

Андрей Житинкин, режиссер:
- Свой первый видеомагнитофон я приобрел на чеки в магазине "Березка", он был громоздкий и неопределенного цвета, не черный и не металлик, что-то среднее. В то время видеомагнитофон был доступен ограниченному кругу людей, выезжающих за границу. В театральной среде, естественно, была зависть к подобным счастливчикам. Но практика квартирных посиделок с просмотром видеофильмов всех примиряла. Люди чувствовали себя к этому причастными и уже не так завидовали обладателям "видиков". Еще, кстати, служебный видеомагнитофон приобретался для театра, чтобы иметь возможность знакомить артистов с шедеврами мирового кинематографа. Сам я люблю эротику, но в своем выборе всегда ориентировался на имена режиссеров - Тинто Брасс, Бернардо Бертолуччи. Я никогда не отказывал, когда меня просили переписать кассету, хотя она сразу затиралась. Мне было не жалко - пусть люди посмотрят. В глухое советское время я даже решился поставить "Калигулу" и сделал нарезку из знаменитого фильма с Малколмом Макдауэллом в главной роли - она демонстрировалась на экране одновременно со спектаклем. Отдельные эпизоды фильма были почти порнографические. Естественно, спектакль вскоре прикрыли, а видеомагнитофон с кассетой конфисковали. Между прочим, люди из компетентных органов сами любили смотреть подобные фильмы. Да и любимым фильмом генсека Леонида Брежнева был скандальный шедевр Осимы "Империя чувств".
Леонид Зорин, драматург, автор "Покровских ворот":
- В 70-е годы, когда в Москве появились первые видеомагнитофоны, их продавали по цене "жигуленка". Да и то приобрести можно было не всем: их привозили из-за границы - кто для себя, а кто сдавал в комиссионки, где продавали их "своим" покупателям. У меня нет и не было видеомагнитофона: обошлось без него. А вот Костик, герой "Покровских ворот", живи он сегодня, наверняка бы его имел.
Владимир Вишневский, поэт:
- А ведь за видеомагнитофон у нас сажали. Была статья, связанная с коммерческим использованием этой "заграничной" техники. Видаки были огромной редкостью, а народ у нас не без коммерческой жилки, вот и собирали у себя дома "зрительный зал" и за определенную плату крутили контрабандные ленты. В основном это была "клубничка", позже стали привозить и интеллектуальные, но тоже запрещенные к показу в стране картины. У меня первый видак появился в конце 1980 годов, потом был второй, третий и т.д. Смотрел Вуди Аллена, спорт. Вообще я не сильно входил в запретность плода, поскольку изменил развлечениям и тогда видео стал использовать как подспорье в работе. Записывал свои выступления, потом их смотрел... Так и смотрю до сих пор.
Михаил Шуфутинский, певец:
- В моей жизни видеомагнитофон появился в 1979 году перед самым моим отъездом из страны. Вернее, появился он даже не у меня лично, а у моего приятеля. По тем временам это были колоссальные деньги. Стоил он около 5 тысяч рублей. Мы очень часто с друзьями собирались и просматривали видеокассеты с зарубежными боевиками. С Джеки Чаном, Чаком Норрисом. Потом даже копировали их приемчики, тренировались, в шутку мутузили друг друга. Мне знакомство с видеомагнитофоном было особенно интересно и полезно, ведь я собирался в Америку и мог хотя бы приблизительно, по боевикам, представить ту "заграничную" жизнь.