А помирать-то не страшно!

Как снимался самый дорогой фильм в СССР

У каждого из нас при слове «Бородино» перед глазами встают сцены из фильма «Война и мир». Эта знаменитая лента Сергея Бондарчука, снятая по одноименному роману Льва Толстого, стала ярким явлением в истории отечественного кинематографа и самым дорогим фильмом в СССР.

В бой бросили призывников

Съемки фильма начались 7 сентября 1962 года у стен Новодевичьего монастыря. Это был эпизод, в котором французские солдаты расстреливают подозреваемых в поджогах жителей Москвы.

Еще 26 марта 1962 года министр культуры СССР Екатерина Фурцева направила в Минсельхоз подготовленное режиссером письмо о выделении 900 голов лошадей разных мастей. При «Мосфильме» был сформирован кавалерийский полк.

Батальные сцены снимали уже в декабре под закарпатским городом Мукачево. Там реконструировали сразу два крупных сражения 1805 года: Шенграбенское и Аустерлицкое. А следующим летом приступили к съемкам Бородинского сражения. Для участия в массовках по приказу министра обороны Малиновского было дополнительно призвано несколько десятков тысяч новобранцев. Всех их свезли в летние военные лагеря под городком Дорогобужем Смоленской области.

На съемки всех четырех серий «Войны и мира» было потрачено 60 млн советских рублей, полученных из госбюджета. Для сравнения: картина Андрея Тарковского «Андрей Рублев» обошлась в 1 млн рублей.

Тату на лбу старика Болконского

Фильм решили снимать на 70-миллиметровую пленку, чтобы получить на широком экране изображение высокого разрешения. Однако камера и пленка были экспериментальными, что приводило к постоянному браку. Некоторые сцены приходилось повторять по 30-40 раз.

Пленка Шосткинского химзавода оказалась отвратительного качества. Однажды после проявки очередной сцены на лбу старика Болконского показалась надпись «Шосткинский химзавод». Сценарист Василий Соловьев рассказывал, что из-за слабой чувствительности пленки съемочную площадку приходилось освещать прожекторами даже днем. «Помню, когда снимали первый бал Наташи Ростовой, — вспоминает он, — пришлось использовать для освещения военные прожекторы. От них шел такой сильный жар, что осветители падали в обморок, а Сергея (Бондарчука) после каждого дубля отводили под руки в кислородную палатку, где он несколько минут приходил в себя и потом снова выходил на площадку».

Министр культуры Фурцева предлагала использовать американскую пленку, за которую Советский Союз мог рассчитаться гастролями ансамбля скрипачей — такой был тогда бартер. Но от этой идеи отказались по политическим соображениям. Только в наше время картина была переведена на 35-миллиметровую пленку.

Все для победы

«Мы с Бондарчуком ходили в Минлегпром, Минторг и Госплан, чтобы для нас увеличили выработку сукна — для пошива царских шинелей, — вспоминает директор картины Николай Иванов. — Мы запустили целые заводы в Закарпатье, чтобы они нам делали лафеты для пушек. Мы брали старинную мебель в Управлении дипломатического корпуса. В общем, все для фронта, все для победы!».

Панораму главного сражения начали снимать 25 августа 1963 года. Командовал войсками военный консультант генерал Осликовский, сидя в фургоне с динамиками. «Перед ним лежал список подразделений, — вспоминает Г. Аксенов, который принимал участие в съемках. — Четыре пехотных полка и один кавалерийский. Он расставлял их в разнообразных положениях, как бы соответствующих диспозициям Шенграбена, Аустерлица, Семеновского, Бородина. И командовал: «На исходную! Подполковник Шинкаренко, вы слишком выпятили правый фланг, отведите на сто метров назад. Майор Иванов, возьмите влево, еще, хорошо! Заложить фоговые заряды! Зажечь дымы! Шагом: марш!» За каждый дубль мы проходили метров 50 и возвращались на первоначальную позицию. А во время съемок все то же. Плюс зажигались на горизонте дымы и вверху лопались шрапнели. Помню бессмертную фразу Осликовского, над которой покатывался весь лагерный сбор: «Майор Милованов, у вас не хватает в голове. Добавьте из зада». Он имел в виду, что в голове строя солдаты стоят редко, надо передвинуть сюда задние шеренги».

Сцены с переодеванием

Исторических костюмов на всю армию не хватало. Только кавалеристы были обеспечены форменными комплектами и выезжали по утрам из лагеря то гусарами и уланами, то казаками и кирасирами. «А пехота шла порой на всякие военные хитрости, — вспоминает другой участник Бородинской битвы Александр Рубинин. — Обычная форма дополнялась зимним солдатским бельем. Если сегодня мы играем французов, то надеваем кальсоны поверх солдатских галифе и заправляем в сапоги. Если мы русские солдаты, то кальсоны завязываем тесемочками под каблуком. Две ленты пластика — это перевязи. Через дым и пыль на дальнем плане наши шеренги выглядели весьма достоверно».

Главный художник-пиротехник Владимир Лихачев придумал снаряд, от которого погиб князь Андрей. Ядро начинили порохом и с двух сторон вставили подожженные фитили, из которых вырывались искры и дым, отчего бомба с шипением крутилась.

Пушки стреляли презервативами, наполненными черным дымным порохом. «Такую длинную сардельку закладывали с дульной части на глубину около полуметра и прятали от камеры два тонких проводка, которые тянулись к замаскированному пульту управления, — объясняет Анатолий Петрицкий. — Из жерла со свистом вылетали языки пламени и клубы белого дыма. Одновременно стреляли от семи до десяти орудий».

В конце съемок Бородинского сражения массовку, а также множество манекенов уложили в выразительных позах по всему полю. «Облитые водой из пожарных машин, мы лежали, пока не сняли с десяток дублей, — рассказывает солдат Гурий Свинцов. — Между телами пробегал дрессированный волк, каркали огромные черные вороны — тоже специально обученные».

Мировая премьера

Напряжение съемок было так велико, что на предварительном показе у Бондарчука случился сердечный приступ. Спасла режиссера молодая практикантка из мединститута. И когда Бондарчук пришел в себя, он произнес: «А помирать-то не страшно!».

Фильм получил много наград, в том числе «Оскар» и приз Московского кинофестиваля, и попал в Книгу рекордов Гиннесса. В батальных сценах принимало участие самое большое тогда в мире число статистов — 120 тысяч. Картина была продана в 117 стран мира, а в СССР ее посмотрели 135 млн зрителей.

Подробную версию этих материалов со ссылками на подлинные исторические документы читайте на сайте www.runivers.ru.

Хроника войны 1812 года

4 октября

Арьергард главной армии под командованием Милорадовича, атакованный у села Спас-Купли войсками Мюрата, отбросил французов и отступил за реку Чернишню.

5 октября

Авангард корпуса генерала Воинова атаковал у города Кобрина отряд Моора, двигавшийся к городу Брест-Литовску, и вынудил его отступить.

6 октября

Главная квартира Кутузова перенесена из села Тарутино в деревню Леташевку. Наполеон для защиты фуражиров направил корпус маршала Нея по Владимирской дороге, а дивизию Дельзона — к Дмитрову.

7 октября

Тверское ополчение под командой генерала Тыртова собралось в Твери, Ярославское — при Переяславле-Залесском, Владимирское — у Покрова.

8 октября

Для действий в тылу врага на Серпуховской дороге послан летучий отряд полковника Кудашева. Для освобождения Вереи направлен отряд генерал-майора Дорохова. Рязанское ополчение собралось при Дьякове, Калужское — в Калуге и Брянске.

9 октября

Отряд полковника Кудашева разбил неприятеля при селе Никольском. Авангард корпуса генерала Воинова вытеснил авангард Моора из Лихосельцев.