Архангельское: отчего тускнеют бриллианты

Музей в знаменитой усадьбе встретил свой юбилей в трудах и тревогах

В ожерелье окружающих столицу усадеб Архангельское — самый крупный бриллиант старинной огранки. А равнины под огромным небом, эта ожившая картина без холста и красок — органичная часть замысла зодчих, строивших когда-то усадьбу. Да вот беда: на линии горизонта, который по идее ничто не смеет застить, появляются все новые и новые многоэтажки-зазуб-рины. И на этом угрозы музею-усадьбе не иссякают.

Поместьем, известным с эпохи Ивана Грозного, владели князья Одоевские, Голицыны, Юсуповы. А 100 лет назад его последние владельцы уплыли в эмиграцию на том самом британском линкоре «Мальборо», что увез из Крыма осколки Дома Романовых. Усадьбу национализировали специальным декретом — и на этой земле начался новый отсчет времени.

Архангельское славится не только картинами, коллекциями редких книг и фарфора, но и садово-декоративной скульптурой, какой больше не найти ни вокруг Москвы, ни в ней самой. По живописному парку разбросаны более 100 беломраморных изваяний античных божеств, великих людей, животных. А начало музею положил еще Николай Борисович Юсупов (1750-1831). Государственный деятель и дипломат, меценат и коллекционер, сенатор, директор императорских театров, первый глава Эрмитажа и Оружейной палаты. «Орел Екатерины», как назвал его Пушкин, имел уйму титулов, но главным достоянием полагал коллекцию произведений искусства, привезенную из странствий по Европе.

Именно для нее он в 1810 году приобрел усадьбу Архангельское, превратив ее в образцовый дворцово-парковый ансамбль. Сегодня в Подмосковье это единственный цельный комплекс, сохранивший все основные элементы планировки и застройки — квинтэссенцию русского усадебного искусства XVIII-XIX веков.

Во дворце князь разместил свое собрание искусства и уникальную библиотеку в 20 тысяч томов. О судьбе фамильного достояния, понимая его уникальность, и думала богатейшая женщина России, правнучка старого князя Зинаида Юсупова: в 1900 году она в завещании наказала «в случае внезапного прекращения рода семейные коллекции передать для удовле-творения эстетических и научных потребностей Отечества»...

А 1 мая 1919 года по декрету «О национализации имений Архангельское, Останкино и Кус-ково» здесь открыли уже «музей для народа». Долгие годы он фактически являлся «культотделом» санатория Красной армии. Ленин отдыхал в Горках, а Архангельское облюбовал Троцкий, там подолгу живала его сестра Ольга Каменева. В 1930-е выстроили санаторные корпуса на месте бывших княжеских оранжерей, где прежде выращивались лимоны и ананасы:

Помню, как поразили меня в первую мою поездку сюда много лет назад и сам музей, тогда ограниченный дворцом с прилегающей территорией, и необъятный простор, открывшийся с верхней террасы парка. Правда, луг посередине разрезала цепь солдат, преграждая путь к санаторию Минобороны (он до сих пор проживает в корпусах 1930-х, как и сильные мира сего — в десятках дач, понастроенных в противоречии с законом в охранной зоне усадьбы). Но главным был вид вдали: бескрайние равнины под огромным небом — классика русского пейзажа!

Этот вид по праву входит в охранную зону. Но теперь вгляд то и дело натыкается на плодящиеся год от году кварталы. Хорошо бы спросить губернатора Андрея Воробьева, выступающего покровителем музея-усадьбы, почему наполеоновские планы по переселению в Подмосковье масс россиян и гастарбайтеров входят в столь наглядное противоречие с законами об охране памятников истории и культуры...

И это не единственный вопрос, возникший на затянувшемся празднике в честь 100-летнего юбилея музея. Действо началось весной субботником с участием тех самых господ из попечительского совета музея, что по странной прихоти судьбы имеют поблизости дачи, роскошью соперничающие с княжеской усадьбой. А главные торжества перенесли на осень, устроив фестиваль итальянской культуры «Тьеполо-фест» и несколько выставок.

Самая поразительная выставка — «Искусство в движении. Каретная галерея князей Юсуповых». Во флигеле дворца на фоне портретов и гравюр теперь стоят три раритетных экипажа — часть единственного уцелевшего в России собрания «транспортных средств», принадлежавших одной дворянской семье. В пышной карете с позолотой и росписью ездила мать владельца усадьбы, а другая, заметно скромнее, однако с короной на крыше и двуглавым орлом на дверцах — возила Екатерину II. В Архангельском она хранилась в память об императрице, которой много лет служил как дипломат и арт-агент Николай Борисович Юсупов-старший: Прочие экипажи пока стоят в каретном сарае позади Театра Гонзаги — единственного сохранившегося в Европе театрального здания, выстроенного из дерева.

Театр — самая загадочная и уникальная часть усадьбы. В нулевые музей добился зарубежных грантов на спасение своего сокровища — одного из горстки старинных театров мира, избежавших реконструкции. Уцелели и оригинальное убранство зрительного зала, и сценическая машинерия. Усилиями музейщиков театр был внесен в составляемый ЮНЕСКО Список объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой уничтожения, и благополучно его покинул после реставрации. Здесь уже ставили спектакли, позволившие показать главный уникум — подлинные декорации работы знаменитого итальянца Пьетро ди Готтардо Гонзаги. Подобных артефактов начала XIX века не сохранилось ни в одном европейском театре!

Но! Когда один из потомков старого князя Юсупова проложил рядом дорогу, рассекшую пространство усадьбы, он, конечно, не мог и вообразить, что в наши дни редчайшее здание будет постоянно сотрясаться. Теперь мимо день и ночь проносятся машины по Ильинскому шоссе. А седоки в них такие важные, что притормозить не заставишь. Чудом удалось проложить наземный переход, хотя и поодаль. Машины по-прежнему мчатся, старинный театр трясется и рушится, а с бесценных декораций Гонзаги осыпается краска:

Как и 100 лет назад, все это великолепие — от парадных залов до окрестных рощ — нуждается в защите и в кропотливой реставрации. С переменным успехом она идет в Архангельском с 1985-го: с тех пор и до нулевых усадьба была наглухо закрыта. Еще раньше началось восстановление исторического облика парка. А парковые фонтаны возобновили работу лишь теперь, к юбилею, впервые с 1917 года.

За последние 30 лет музей многое переживал. От владевшего им Минобороны он переходил под опеку Минкультуры, впускал посетителей в парк и строения, устраивал выставки, проводил концерты классики и джазовые фестивали... Но реставрационные работы на таких хрупких объектах — дело нескорое. Недавно Театр Гонзаги открыли заново после серии «лечебных мероприятий», там даже прошла пышная церемония вручения премии «Хрустальная Турандот». А вот здание дворца, введенное в строй 10 лет назад, вновь ждет восстановления.

И угрозы музею-усадьбе не иссякают. Девелоперы задумали проложить в опасной близости к бесценному театру еще одну дорогу — к гипермаркету. Если затея коммерсантов удастся, нагрузка на шоссе в охранной зоне многократно возрастет. Устоит ли многострадальный театр? Защитит ли Архангельское присвоенный ему в 2017 году указом президента РФ статус особо ценного объекта культурного наследия народов России?