Триллионы рублей в помойку: сколько продуктов выбрасывают россияне

Положение изменят развитие фудшеринга и исправление неоптимальных законов

В России ежегодно выбрасывают 17 млн т еды стоимостью более 1,6 трлн руб. Отчасти исправить эту ситуацию может фудшеринг: уже в 2024 году благодаря интернет-сервисам может быть спасен 1 млн т продуктов
 
Каждый год на свалках оказывается около 17 млн тонн еды, подсчитали специалисты Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и консалтинговой компании «ТИАР-Центр». Эти цифры основаны на данных Росстата и Высшей школы экономики. При этом стоимость выброшенных продуктов составляет более 1,6 трлн рублей. Тревожность ситуации и в том, что 94% невостребованной еды портится и выделяет токсины. Как минимум 16% всех произведенных продуктов теряется на стадии продажи и потребления. Главным образом еду выбрасывают домохозяйства, на втором месте – торговые сети. 62% пищевых отходов домохозяйств – изделия из хлеба, макароны, мука. Далее идут картофель (15%) и молочные продукты (5%). 
Торговцы в основном выбрасывают молочные продукты (47%), реже зерновые и картофель. 
Преждевременно оказавшиеся на помойке продукты могли бы принести пользу 30 млн россиян, пришли к выводам аналитики. Это даже больше, чем живут за чертой бедности. 
 

Фудшеринг и что ему мешает

По мнению специалистов, рационально использовать невостребованную еду можно при помощи фудшеринга. Такая практика зародилась в Германии. Это сервисы, где пользователь может недорого продать невостребованный продукт или отдать его бесплатно. Для России этот опыт нов. По оценкам аналитиков РАЭК и «ТИАР-Центр», в прошлом году удалось спасти лишь 7 тысяч тонн еды. Однако к 2024 году показатель может приблизиться к миллиону тонн при стоимости около 85 млрд рублей. 
 
Крупный фудшеринговый проект называется «Русь». Известные компании (например, PepsiCo, Danone, Procter & Gamble) передают ему различные товары с истекающим сроком годности. Проект направляет их нуждающимся через благотворительные организации и государственные социальные службы. В 2018 году фонд «Русь» нашёл применение почти 6 тысячам тонн продуктов. 
 
Есть неофициальный фудшеринг. Например, группа в соцсети «Вконтакте» «Отдам еду даром». Развивается и коммерческий сегмент: EatyEat, Food Hide, «Алисок». С их помощью кафе и рестораны могут продавать невостребованную у посетителей еду со скидками, а сервисы-посредники берут комиссию. 
 
Магазинам и ресторанам выгодно участвовать в цепочке фудшеринга, он позволяет бизнесу экономить время  силы на сортировку и утилизацию отходов. Если же торговая точка не успевает продать еду с истекающим сроком годности, приходится оплачивать утилизацию. Это особенно важно для ритейла, которому в конце прошлого года государство подложило «свинью»: торговые сети теперь не могут вернуть поставщикам непроданные продукты со сроком годности до 30 дней (хлеб, свежее мясо, рыба, некоторые молочные продукты).
 
Далека от совершенства и система налогов. Ритейлу дешевле уничтожить еду с истекающим сроком годности, чем передавать нуждающимся. Ведь чтобы отдать продукты на благотворительные нужды, торговым сетям требуется заплатить до 40% от стоимости такой еды. А санитарные нормы запрещают передавать в фудшеринг вполне пригодные продукты, но чуть помятые или с нарушенной кожурой (например, овощи или фрукты). Дорога на фудшеринг заказана и продуктам с ошибочной маркировкой. Особенно важно: российские законы пока не знают понятия «фудшеринг». Как признаёт 
исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков, государство по этой причине может проявить опасный интерес к юрлицам или ИП из сферы фудшеринга. 

К слову, на родине фудшеринга в Германии нет препятствий давать вторую жизнь продуктам: но у немцев всё официально, пишет блогер Илья Варламов. Названия отелей, магазинов и рестораннов, которые делятся едой, остаются в тайне. А право забирать просроченную (главное - безопасную, - в Германии с этим мягче) еду или продукты с истекающим сроком годности можно только после ознакомления с правилами, сдачи теста и после участия в трёх тестовых заборах продуктов. 
 
По данным специалистов Всемирной продовольственной программы (ВПП) при ООН, из 4 миллиардов тонн еды ежегодно утилизируется 1,3 миллиарда тонн. А глобальная экономика теряет каждый год до триллиона долларов. По этому поводу стартовала программа ВПП по бережному использованию продуктов. Эксперты ООН предложили бизнесу и потребителям более рационально закупать еду и без острой необходимости не выбрасывать пищу. Чтобы серьёзно продвинуться в борьбе с голодом на планете, нужно снизить утилизацию еды по крайней мере вдвое, отмечали в ООН.