11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НУ ТЫ И "ТОРМОЗ"!

Хлыстун Виктор
Статья «НУ ТЫ И "ТОРМОЗ"!»
из номера 199 за 04 Ноября 2002г.
Опубликовано 01:01 04 Ноября 2002г.
Ужас какой-то! Пока доехал от редакции, то есть от Пушкинской площади, до Бабушкинского района, увидел пять (!) аварий. Гаишники говорят, что привыкать к обледенелым трассам наши водители будут примерно месяц. Только потом количество ДТП пойдет на спад. Не много ли времени уходит на раскачку?! Особенно, если считать его в пострадавших людях и искореженных авто?!

ПОЛЕЗНАЯ МАНЕРА - ТОЧНОСТЬ ГЛАЗОМЕРА
Винить подмерзшие дороги и их "чистильщиков" - себе дороже. В прямом и переносном смысле. Лучше и полезнее, во-первых, срочно подготовить машину к холодной погоде. По крайней мере переобуть ее в зимнюю резину. (Об этом, кстати, мы писали две недели назад). Во-вторых, в таком же срочном порядке выучить назубок хотя бы элементарные правила вождения авто по скользкой дороге и применять их на практике. В-третьих, не откладывая, заняться специальными тренировками, благодаря которым гололед превратится в вашего союзника, а не врага. Этот пункт я лично считаю главным. Но начну с разбора элементарных, но непростительных ошибок, которые делают "коллеги по баранке" сплошь и рядом.
Недавно проезжая мимо трагедии со смертельным исходом, я заметил на дороге длинный след от колес джипа - машина скользила метров пять. Это значит, что водитель тормозил не двигателем, а колодками, то бишь только колесами. Причем ударил по педали так резко, что машину поволокло по скользкой поверхности. Вдобавок ко всему водитель резко крутанул руль в правую сторону. Машина стала неуправляема и только после наезда на пешехода вылетела на тротуар, а не до этого злополучного наезда. Хорошо, что там никого не было! Если не брать во внимание скорость, с которой, вероятно, пер джип, невнимательность водилы, то все равно налицо две грубейшие ошибки.
Первая состоит в том, что водитель джипа забыл главное правило езды в гололед, которое гласит так: никогда не тормози при выжатом сцеплении или выключенной передаче. Кажется, что этот прием все знают, о нем пишется везде, и тем не менее полосы от скользящих юзом колес на асфальте встречаются на каждом шагу - только присмотритесь. Да что далеко ходить. Позавчера звонит мой приятель, молодой автомобилист и пытается оправдать себя. Оказывается, он "поцеловался" на своем "гольфе" с "жигуленком", но своей вины не чувствует. Его рассказ я прервал после первых же фраз. А звучала она так: "Перед перекрестком я увидел зеленый и пустил машину накатом. Она спокойно шла по инерции..." Какой, к черту, накат! Даже летом пускать машину по перекрестку с выключенной передачей опасно. Ведь она в это время находится как бы в свободном плавании, двигатель не участвует в торможении, которое является наиболее эффективным на любой дороге. А тут - гололед. К перекресткам, идущим впереди автомобилям надежнее всего подъезжать на второй скорости и держа правую ногу на педали тормоза. А для тех, кто сильно привык за лето нажимать на тормоз и при этом выключать передачу, советую засовывать левую ступню под педаль сцепления. Это лишний раз будет напоминать о главном правиле остановки машины или замедления ее хода на скользком асфальте.
При торможении есть еще один важный момент. В основном он касается отечественных автомобилей. Нельзя тормозить резко. Колеса застывают на месте, блокируются, то есть не катятся, а скользят, куда им заблагорассудится. Вам они уже не подчиняются. До беды - секунды. Лучший вариант торможения - прерывистое: нажал, отпустил, нажал, отпустил... Тогда колеса будут замедлять ход, но не стопориться, и остановка произойдет плавно. На иномарках для прерывистого торможения устанавливается специальная система - АБС. Раз у нас такой нет, приходится работать ногами - нажал, отпустил, нажал, отпустил - вот тебе и АБС#
Вторая ошибка водителя злополучного джипа заключалась в том, что он резко крутанул руль. На счастье, тротуар был пуст и никто больше не пострадал. Но часто аварии в гололед случаются именно из-за резкого поворота руля. Это нехитрое движение ставит машину в так называемый занос, и управлять ею просто невозможно. Как выходить из таких ситуаций, я расскажу ниже. А здесь приведу дистанции, на которые нежелательно приближаться к впереди идущей машине в осеннюю и зимнюю пору. Ведь они совсем другие, нежели по сухой, летней погоде.
Итак, в гололед на асфальте при разных скоростях движения дистанция должна быть не менее:
20 км/ч - 5.0 м
30 км/ч - 7.5 м
40 км/ч - 10 м
50 км/ч - 12.5 м
60 км/ч - 15 м
70 км/ч - 17.5 м
Цифры касаются тех случаев, когда оба автомобиля имеют шипованную резину. Если только идущая впереди машина имеет "шиповку", то дистанцию надо увеличить и держать ее не менее:
20 км/ч - 7.5 м
30 км/ч - 13.5 м
40 км/ч - 20 м
50 км/ч - 30 м
60 км/ч - 40 м
70 км/ч - 50 м
Напомню, что, по свидетельству сотрудников ГАИ, именно "поцелуи" в багажник - наиболее распространенная авария в осенне-зимний период. Поэтому сам Бог велит в гололед держаться подальше от дорогих иномарок. Что касается дистанций между автомобилями, то их, естественно, нужно увеличить, и намного. Особенно, если вы обгоняете кого-то по скользкой дороге. Не рекомендуется в это время и сильно газовать. Не надо сильно газовать и после прохождения поворота.
ЗАНОС - ВЕЩЬ УПРАВЛЯЕМАЯ
Опять авария! На этот раз вроде опытный водитель влетел носом "волжанки" в железную решетку, отделяющую набережную от реки. Сколько раз таким вот образом слетали машины в воду! И люди гибли. А сделай водитель элементарную вещь - поверни автомобиль на 180 градусов, поставь его боком к решетке - не свалился бы с кручи в реку. И все остались бы живы. К сожалению, таким вещам в автошколах не учат. А надо бы. По крайней мере учиться выходить из аварийных ситуаций, которые все равно неизбежны, с наименьшими потерями никогда не поздно. Я знаю, что зарубежные водители некоторых стран перед отправкой в снежную Россию проходят специальные курсы. На специальных треках, покрытых маслом, отрабатывают приемы поведения в аварийных ситуациях на скользкой поверхности. Нам, конечно, не до треков, но где потренироваться перед зимним сезоном, найти можно. Обычная площадка, покрытая льдом, годится. Конечная автобусная остановка где-то за городом - тоже подойдет. Главное, чтобы в это время там не было никого. Тренироваться надо одному. Цель простая: научиться держать автомобиль в заносе, когда он движется не носом вперед, как обычно, а боком. Или начинает вращаться.
На первом этапе попробуйте на небольшой скорости резко тормознуть, не выключая второй передачи, резко повернуть руль влево или вправо, и чуть газануть. Ваш автомобиль мгновенно начнет скользить боком вперед, а то и закрутится волчком. Отлично! Поймайте момент, когда автомобиль только-только входит в занос и как бы не подчиняется рулю. И тут не зевайте. Поворотом баранки в сторону заноса и возвратом в начальное положение постарайтесь выправить машину. Тормоз не трогайте. Тренируйтесь, пока не получится. Уже этот прием спасет вас от части неприятностей на скользкой дороге.
На втором этапе поучитесь держать машину в заносе. Это потруднее. Поставив авто в занос и не выключая вторую передачу, попробуйте уже не рулем (пусть он будет вывернут в сторону заноса), а тормозом и газом сделать так, чтобы автомобиль двигался вперед боком и шел по окружности площадки. Сколько давать газку, с каким усилием давить на педаль тормоза, все это вы быстро поймете, а адреналин подскажет, когда упражнение получилось. Вы вдруг почувствуете, как может быть послушна машина. После отработки двух этих приемов, сделайте контрольку. Попросите друга, чтобы он где-нибудь в пустынном месте резко дернул ручник. Машину бросит, а вы поставите ее на место. Очень приятное ощущение.
На третьем этапе нужно усложнить задачу: держа машину в заносе попробовать проводить ее рядом с какими-то препятствиями. В качестве таких препятствий каскадеры, например, обычно используют картонные коробки. Из них легко соорудить стенку, муляж автомобиля и так далее. (Кстати, коробки помогают водителю победить естественный страх и не закрывать глаза даже на миг во время предаварийной ситуации, что очень важно). Если понравилось, сами придумайте, каким боком подкатить машину по льду к картонному препятствию, где остановить ее. Потом начинайте моделировать аварийные ситуации, которые только возможны на дороге. Обгоняйте коробку на скорости, останавливайтесь впритык к ней - учеба даром не пройдет. Начинайте с маленьких скоростей, заканчивайте приличными. Не спешите, и все получится. Когда ваши движения будут доведены до автоматизма, гололед перестанет страшить, а побеждать его будет даже приятно. И все-таки - поменьше льда вам на дорогах!
АНЕКДОТ В ТЕМУ
На улице густой туман. Дама за рулем врезалась в багажник другого автомобиля.
- Я не виновата! Я ехала, не превышая скорости, в крайнем ряду.
- Вполне возможно, но вы въехали в мой гараж.
* * *
- Что сказал отец, когда узнал, что ты разбил его автомобиль?
- Ругательства опустить?
- Разумеется.
- Ни слова.
* * *
- Господа японцы... Вы там аккуратней на своих машинах... Нам еще на них ездить.
* * *
Совсем молоденькая девушка на своем новом автомобиле неожиданно попала в снежную бурю и сразу вспомнила слова отца, который советовал: "Если попадешь в снежную бурю, жди снегоочистителя и следуй за ним!". Только вспомнила эти слова, как тут же показался снегоочиститель. Девушка пристроилась за ним. Примерно через час из снегоочистителя выпрыгивает водитель, подходит к ее машине и спрашивает:
- Почему ты все время ездишь за мной?!
- Мне отец сказал, что во время снежной бури надо спрятаться за снегоочистителем и следовать за ним.
Водитель кивнул головой и говорит:
- Ладно, эту автостоянку мы уже очистили, поехали к следующей!


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников