СИНДРОМ ПРИОБРЕТЕННОГО СИРОТСТВА

В десяти административных округах столицы действуют более тридцати бесплатных учреждений для детей - центры психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС) Московского комитета образования. В Юго-Восточном округе такой центр только один. Поэтому попасть сюда можно лишь "по очереди". Ждать приходится порой больше месяца...

Почему дочь в третий раз убегает из дома? Почему "примерный ученик" пытался покончить с собой? Почему десятилетний мальчик ворует деньги у родителей? С такими вопросами приходят в Центр обеспокоенные родители. Их здесь консультируют и, разумеется, тестируют детей, с которыми работают педагоги-психологи, логопеды, невропатологи, отоларингологи, сурдологи... А еще здесь создан банк данных с внедрением последних психологических методик и разработок.
- Наши сотрудники работают также с социальными сиротами в интернатах N 15 и N 55 ЮВАО, - рассказывает директор ЦПМСС Юго-Восточного учебного округа Наталия Янковская, - это дети, отцы и матери которых живы, но лишены родительских прав. Такие ребята боятся окружающего мира, бытовых проблем. Они как бы вне социума, у них нет семьи как примера для подражания. Зато есть "синдром сиротства"...
Психологические проблемы возникают у воспитанников интернатов еще и потому, что они вынуждены постоянно находиться в группе, не могут побыть наедине с собой. У них одно общее настроение на всех, единая групповая энергетика. А еще они очень любят своих родителей. Несмотря ни на что...
Проблемы "домашних" детей, разумеется, иные. Но проявления во многом сходные: агрессивность, возбудимость, невротические расстройства, конфликтность, плохая успеваемость в школе. Некоторые родители талантливых и успешных ребят не умеют наладить контакт со своими неординарными отпрысками и тоже приходят в центр.
- Почти всегда проблемы детей как бы отражают проблемы родителей, являются зеркалом взаимоотношений в семье, - считают педагоги-психологи центра. - Для подростков вообще характерен повышенный уровень агрессивности. Они стремятся к независимости от взрослых, что и приводит к конфликтам.
По наблюдениям специалистов, до сих пор очень многие родители - независимо от уровня образования и благосостояния - применяют к детям "физическое воздействие". Проще говоря, бьют.
- Детская агрессия, с которой мы работаем, как правило, спровоцирована родителями, - считают психологи. - Но с подростками папы-мамы уже не справляются, приводят в наш центр. Дескать, "ой, что же с ним делать?". А ребеночек-то порой уже под два метра ростом, бритый, с серьгой в ухе. Может и сдачи дать.
К счастью, не все родители воспитывают отпрысков ремнем и требуют "самостоятельности под жестким контролем". Пришла как-то в центр женщина, двенадцатилетняя дочь которой боялась одна спать в своей комнате. Несколько "занятий" с психологом помогли исправить ситуацию: мать поняла, что не все ее требования к дочери были справедливы и обоснованы. И тогда они вместе... переклеили в комнате обои, развесили выбранные дочерью календари и открытки, переставили мебель... Комната стала "творением рук" самой девочки, но главное - улучшились взаимоотношения членов семьи. Вскоре исчез и страх перед темнотой и одиночеством (который был всего лишь симптомом эмоционального неблагополучия).
...А еще в ЦПМСС -две группы "Развитие". Это для малышни. Здесь лепят из пластилина, рисуют, поют. И четыре группы "Выручалочка". Это для детей с плохим почерком. Кстати, один из способов справиться с такой проблемой - это... пение в хоре! Москвичи подарили центру музыкальные инструменты - балалайку, баян, аккордеон, гитару, пианино. Так что теперь здесь есть своя музыкальная комната для занятий вокалом и хоровым пением. Предотвратить же проблемы с почерком можно, своевременно начав развивать у малыша мелкую моторику пальцев.
- Многих подростков приводят к нам из-за частых головных болей, быстрой утомляемости, расстройства внимания, - рассказывает директор Центра Наталия Янковская, - Педагоги в школах не учитывают их состояние. Часто даже родители упускают из вида, что сын или дочь перенесли в младенчестве перенатальную энцефалопатию или гидроцефальный синдром. Приходится также работать с детьми, у которых недоразвиты практически все функции: внимание, память, мышление. А связано это с тем, что современные дети мало играют в коллективные игры. В "казаков-разбойников", "прятки", "салки". Семьи чаще всего "однодетные", родители заняты зарабатыванием денег, от детей же "откупаются" игрушками.
...Проблемы детско-родительских отношений вызваны чаще всего психологической безграмотностью пап и мам (независимо от уровня достатка), которые порой действительно не понимают, как важен эмоциональный контакт с собственными детьми.
- Если ребенку не давать возможности проявлять себя - в музыке, рисовании, моделировании, спорте, как же произойдет становление его личности? - подводит итог нашему разговору директор ЦПМСС Наталия Янковская. - Как, не пробуя себя в самых разных сферах, выбрать профессию? Нужно поддерживать увлечения ребенка. Уверенность в себе появляется, когда ты сам можешь что-то сделать. Подростку нужно чувство успеха. И еще: подростку нужно пространство для проявления инициативы. Агрессия ребенка - это реакция на ограничение свободы.
Так что снимать "синдром сиротства" сотрудникам центра приходится не только у воспитанников интернатов, но и у многих "домашних" детей.
МОЖНО ЛИ ВЕРНУТЬ "ГАВРОШЕЙ" К ЛЮДЯМ?
Городской центр "Дети улиц" (при Комитете по делам семьи и молодежи правительства Москвы) ведет рейдовую работу с беспризорниками и безнадзорниками Первопрестольной. В рейд выходят волонтеры - студенты специализированных вузов, будущие социальные педагоги.
- Мы ведем психологическую профилактику безнадзорных и беспризорных детей, - рассказали нам в Центре. - Безнадзорными мы называем ребят, у которых есть кров, но нет внимания родителей, а беспризорными - маленьких бомжей. Наши волонтеры пытаются "разговорить" таких подростков, выйти с ними на контакт. Это сложная, тяжелая работа, поэтому волонтеры проходят предварительный курс обучения, в который входят специальные тренинги, юридическая и информационная подготовка.
После рейда студенты возвращаются в центр и заполняют анкеты на каждого опрошенного маленького бродяжку.
Нынешние "генералы песчаных карьеров" - ребята замкнутые и чаще всего агрессивные, первому встречному душу изливать не станут. А по наблюдениям волонтеров, они, рассказывая о себе, могут еще и "наврать с три короба". Например, выдумать какую-нибудь "жалостливую" историю. Или наоборот, попытаться "нагнать страху" на собеседника.
Волонтеры - это связующий мостик между "бродячими детьми" и городскими службами. Беспризорники должны знать, куда они могут прийти помыться, где получить первую медицинскую помощь, чистую одежду, юридическую или психологическую консультацию. Проект уличной социальной работы в Москве был поддержан в свое время ЮНИСЕФ.
Что еще дают рейды? Во время опроса маленькие кочевники чувствуют собственную социальную значимость, потому что волонтеры разговаривают с ними очень вежливо, с подчеркнутым уважением. Начиная разговор, спрашивают, есть ли у подростка время, возможность и желание поговорить. Это, по мнению психологов, дает ребенку столь необходимое ему ощущение лидерства. Дети улиц не должны чувствовать себя изгоями, они - такие же члены общества. Но вернуть их в это общество непросто. Чаще всего беспризорники и безнадзорники уверены, что виноваты перед ними не пьющие мама с папой, а общество в целом. И, следовательно, общество должно им "заплатить". Задача волонтеров - объяснить таким подросткам, что они и сами должны приложить определенные усилия, чтобы улучшить свою жизнь. Работать, учиться, а не нюхать клей "Момент" в целлофановом пакете...
Консультационный телефон центра "Дети улиц" - 201-76-91 (сюда может обратиться любой ребенок или взрослый, обеспокоенный детскими проблемами, в том числе вопросами защиты прав несовершеннолетних); по телефону 201-49-36 можно получить информацию об организации детского досуга.