ТРИ СОЛНЦА СИКАЧИ-АЛЯНА

Древнее святилище Сикачи-Аляна археологи называют российским Стоунхенджем (знаменитый доисторический комплекс в Британии. - Прим. авт.). Говорят, что в этих валунах на берегу Амура, хранящих на своей каменной коже загадочные рисунки, до сих пор живут древние нанайские духи. И потому в заповедном месте нельзя громко разговаривать - чтобы не разозлить их. А еще лучше принести им в дар вино или сигареты. Я не поверил в истинность легенд. И, как оказалось, зря.

Когда мы подошли к огромным базальтовым глыбам на берегу Амура и я попытался включить диктофон, чтобы записать рассказ директора местного филиала Дальневосточного художественного музея Н.Е. Снижевого об одном из самых знаменитых петроглифов Сикачи-Аляна, тут-то и проявили свой капризный норов нанайские духи - никогда еще не подводивший меня миниатюрный японский магнитофончик отказался работать.
- Похоже, духи камней не очень рады нашему визиту, - спокойно констатировал директор. По его тону я понял, что ему уже не раз приходилось сталкиваться с такой ситуаций. Более того, было похоже, что ученый смотрел на проказы невидимых сил с плохо скрываемой одобрительной улыбкой, словно бы поощряя местных духов: мол, покажите московскому гостю на что способны!
Мы прошли дальше и увидели на других камнях изображения загадочных животных, личин-масок. Еще несколько шагов, и останавливаемся перед рисунком оленя - шедевром первобытного искусства. Особенно поражали изящные рога животного. Невозможно было поверить, что столь сложнейший рисунок на камне мог выполнить человек, живший десять тысяч лет тому назад. Если точнее, археологи установили, что сикачи-алянские петроглифы (так называются наскальные рисунки) появились на берегу Амура 12 тысяч лет назад.
В этих местах испокон века живет народ, именующий себя нани - по-русски нанайцы. И, по нанайской легенде, сделаны были эти рисунки... пальцем - в те времена, когда камни были мягкими как воск, а на небе светили три солнца. Камни плавились под их палящими лучами, и древние люди могли рисовать на валунах картинки голыми руками. Когда жар стал совсем невыносим, мужчины взяли в руки лук, стрелы и пошли на охоту за солнцем. После того как одно светило погибло, стало прохладней, и камни начали застывать. Рисовать пальцем стало тяжело, приходилось использовать заточенные каменные орудия (любопытно, что наскальные рисунки здесь действительно двух типов: одни с толстыми и гладкими линиями, другие - с тонкими, будто процарапанными ножом). Но и два солнца грели слишком сильно. И мужчины вновь отправились на охоту за солнцем. Когда осталось одно солнце, настали холода. Камни застыли и стали такими, какими мы видим их сейчас.
Это место на берегу Амура считается священным, и местные жители частенько приходят сюда, чтобы посоветоваться с духами, узнать свою судьбу. Несколько каменных скал называются "Старуха и семь ее дочерей". Говорят, что, если задобрить эту "семейку", "каменные бабы" подарят просителю сказочную удачу.
Испытать судьбу можно и в так называемой Пещере смерти. Если задел ее стены - жизнь сложится неудачно, а прошел свободно - заживешь долго и счастливо.
Из бесед с местными жителями я понял, что современные нанайцы и сегодня не забывают регулярно задабривать духов. Рыбаки ублажают хозяина воды Подю водкой. Ее надо налить в ритуальную чашечку - кочи, прочитать молитву, попросить у Поди удачного лова и вылить в реку.
Если судить по наскальным рисункам, еще в доисторические времена здесь жил народ, разбирающийся в астрономии не хуже многих наших современников. Всего в районе нанайского селения Сикачи-Алян на сравнительно небольшой площади сохранилось около 150 наскальных изображений. По мнению ученых, большинство из них служило иллюстрациями древнего календаря. Его создатели, судя по всему, вели наблюдение за небом и звездами из расположенной среди камней обсерватории-дольмена: у лежавшей на двух валунах глыбы была выдолблена ниша, в которую упиралась голова человека.
Первым из российских исследователей, попытавшихся объяснить смысл петроглифов, был офицер Ветлицын, увидевший их в 1895 году. Но широко известно о них стало в 1935 году, когда здешние места посетил замечательный исследователь сибирской и дальневосточной старины академик А.П. Окладников, посвятивший рисункам Сикачи-Аляна несколько научных трудов. Восхищаясь петроглифами, академик мечтал стать их сторожем. Алексей Павлович еще тогда беспокоился о судьбе древних изображений. И он был прав, потому что по сей день их никто не охраняет, и потому некоторые туристы стараются отколоть себе на память кусочек наскального рисунка.
Показывая нам рисунки, директор музея с горечью констатировал, что многие из них подпорчены - и не только временем. Нельзя сказать, что судьба петроглифов Сикачи-Аляна безразлична руководству Хабаровского края. Как сказал мне губернатор Виктор Ишаев, им было принято постановление "О мерах по охране, сохранению и использованию памятника древней культуры "Петроглифы Сикачи-Аляна". На его реализацию выделена крупная денежная сумма. На месте расположения памятника установлены информационные знаки, разработан проект зон охраны, памятник включен в предварительные списки ЮНЕСКО. Но, к сожалению, пока что только духи охраняют камни Сикачи-Аляна. Хотя, похоже, их сил сегодня только и хватает на мелкие проделки.
Кстати, о проделках. После того как у меня отказал диктофон, я решил сфотографировать петроглифы и обсерваторию. Щелкнул раз-другой фотоаппаратом, и он отказал по столь же загадочным причинам, как и диктофон. Попросил сфотографировать себя на фоне древней обсерватории коллегу-журналиста, но у того разрядились батарейки фотоаппарата. Однако стоило только нам сесть в лодку и отплыть от берега, как наша журналистская оргтехника вновь заработала.