В длинном печальном списке недугов, которыми "обрастают" дети за годы, проведенные за партами, на первом месте стоят нарушения опорно-двигательного аппарата (неправильная осанка, сколиозы, плоскостопие). Второе место принадлежит нервно-психическим расстройствам (неврозы, расстройства поведения, быстрая утомляемость, плохая память или концентрация внимания). На третьем месте у учащихся всех классов находятся расстройства системы пищеварения. Далее в перечне самых распространенных болезней - нарушения зрения. Причем здесь с каждым годом опасность резко возрастает: учащиеся 5-8-х классов почти вдвое чаще страдают болезнями глаз, чем школьники 1-3-х классов.
Зададим самим себе поочередно два "заветных" вопроса: "Кто виноват?" и "Что делать?".
Как это ни парадоксально, но обвинять в сложившейся ситуации надо не только государство (оно не обеспечивает, например, полноценного школьного питания) или медиков, которые в последние годы весьма успешно занимаются лечением многих детских хворей, но часто просто не успевают всерьез заниматься профилактикой. Научные данные свидетельствуют, что одним из главных факторов риска для растущего организма становится неуемное желание взрослых сделать своих детей самыми умными на свете. Весь образ жизни ребенка подчинен процессу обучения, а его нормальные природные потребности - спать, бегать, играть, гулять - отодвигаются на второй план. Статистика свидетельствует: объем учебных нагрузок в школах чрезмерен. У нас создано огромное число программ и учебников, почти половина из них ориентирована на "продвинутый" уровень образования. Между тем в реальности доля одаренных детей не превышает 6 процентов, имеющих особенно высокие учебные возможности - 15 процентов. Исследования подтвердили: нагрузка школьников учебным материалом превышает познавательные возможности детей в три раза по иностранному языку и в 20 раз (!) - по математике. Особой "зоной риска" стали всевозможные лицеи и гимназии: среди учащихся школ нового вида темп роста распространенности всех классов и групп болезней в два с лишним раза выше, чем среди детей и подростков обычных школ.
Что делать? Для начала вспомнить о том, что для ребенка потребность двигаться - одна из важнейших. "Нехватка физической активности - большая беда для ребенка, - говорит специалист по лечебной физкультуре, кандидат медицинских наук Сергей Бубновский. - У каждого пятого ребенка мы видим явный дефицит массы тела, это физически неполноценные дети. Уже в младших классах у детей снижается острота зрения (меня всегда пугало стремление научить ребенка читать раньше, чем ходить), нарушается осанка, развиваются сколиозы и плоскостопие, выявляются разные формы нервно-психических расстройств. Я убежден: все это связано именно с недостатками мышечной системы. Что делать? Ребенок должен двигаться. Одни из самых полезных видов спорта, где задействованы все группы мышц, - лыжи, плавание, для девочек - аэробика. Замечательно, если дети занимаются спортом вместе с родителями - тогда и радость, и польза двойная".
Полноценное питание детей - тоже вопрос жизненно важный. "Школьникам нужно не просто есть досыта - нужны продукты, обогащенные витаминами и минералами, - считает врач-диетолог, кандидат медицинских наук Валерий Сергеев. - Не забывайте: учеба - это тяжелый интеллектуальный труд, он должен быть энергетически обеспечен, иначе ребенок просто окажется на грани истощения".
Многолетние исследования Института возрастной физиологии позволили выявить школьные факторы риска и даже "расставить" их по местам - по значимости и силе влияния. Представьте, на первом месте среди этих факторов оказалась "стрессовая педагогическая тактика". Вы догадываетесь, что означает это понятие? А совет простой: внимательно выбирайте школу для своего ребенка, не поленитесь поговорить с соседями и знакомыми, постарайтесь заранее познакомиться с директором школы или с кем-то из учителей. Только родители способны оградить детей от стрессов, которыми, увы, порой чревато общение учителя и ребенка.
Конечно, лучше вовремя сделать все, чтобы не допустить нарушений здоровья у детей. Ну а если они уже случились? Тогда надо искать специалистов. С каждым годом появляется все больше оздоровительных и реабилитационных центров для детей. Стала гораздо более доступной помощь психотерапевтов и психологов, которые помогут разобраться с проблемами общения ребенка в коллективе и трудностями усвоения материала в школе. А иногда нужна более серьезная помощь, которая позволит улучшить работу самих клеток головного мозга. К числу таких методик относится, например, метаболическая терапия - целый комплекс мероприятий, которые способствуют восстановлению всех обменных процессов в организме. В их число входит и индивидуальная диета, и употребление обогащенных продуктов, и курс препаратов на основе сугубо природных компонентов.
Работает множество центров коррекции осанки, исправления сколиозов - где-то используют обычную лечебную физкультуру, где-то массаж, где-то тренажеры. Наконец, детская офтальмология тоже не стоит на месте, и часто можно поправить беду без пугающей любую маму операции на глазах - существует множество современных программ лечения глазных болезней с помощью аппаратуры, специальных очков или комплексов упражнений, позволяющих корректировать зрение. Возможности современной медицины очень велики. Главное - не впадать в отчаяние, даже если ребенок страдает серьезным недугом. При этом столь же важно не верить слепо любой шумной рекламе, а выбирать врача и лечение по рекомендации серьезных специалистов.